Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа
Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
В 1708 провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных – губернаторы. Провинции управлялись воеводами, позже их стали называть комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор, ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 года, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
В 1710 году была проведена перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечить одну долю средств, необходимых для покрытия военных расходов. Однако эта реформа не дала желаемого эффекта. Северная война затянулась, а денег по-прежнему не хватало , что создало благополучную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии придумывал суммы доходов и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов. Россия фактически без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург ещё не стал. Власть по-прежнему оказалась сосредоточенной в руках «ближней канцелярии».
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711, провозгласивший создание нового органа государственной власти – Сената. Коренное отличие от Боярской Думы заключалось в следующем: членов думы назначали по «породе», знатности рода, а сенаторами делались по воле царя.
Для установления жёсткого контроля за управлением Пётр I в 1711 году создаёт систему фискалов. В обязанность им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. В 1722 вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, только он мог предлагать вопросы Сенату для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться. Образцом для дальнейших реформ государственного управления Пётр I избрал шведское государственное устройство. Шведская система построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении. Камерализм содержал ряд черт, которые выделил Пётр I:
1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой- либо сфере;
2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалования.
12 декабря 1718 года в свет выходит документ, в котором указываются наименование коллегий и обязанности лиц, в них входящих.[7] Особенностью коллегиальной системы стало более чёткое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел.
После учреждения коллегий Пётр I решил по шведскому образцу усовершенствовать и местное управление. Были отменены «доли» и должности ландратов, губернии стали делиться на провинции, а те, в свою очередь, на дискриты, во главе которых стояли земские комиссары.
Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения.
Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах[8] - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления.
Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: " Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени".
Экономическая реформа
Особенностью развития экономики России была огромная роль самодержавного государства. Шло финансирование строительства казенных заводов. Централизованное руководство определяло районы размещения, масштабы производства, способы обеспечения всем необходимым, включая дешёвую рабочую силу крепостных крестьян. Частным капиталистам было разрешено покупать крепостных крестьян. Государство определяло нужные и ненужные отрасли.
Успех экономического развития обеспечивался нажимом государства на население. Сохранялся и усиливался подневольный труд. Возрастали прямые и косвенные налоги. Важным источником государственного дохода стала подушная подать.
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуру. При Петре I было основано не менее 200 мануфактур. Мануфактуры возникали во многих отраслях – стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусиной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Политика государства также была направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путём введения очень высоких таможенных пошлин.
К концу правления Петра I в России существовала многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Шло укрепление всероссийского рынка, накопления капитала благодаря меркантилистической политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучения разным специальностям, и в свою очередь иностранцы – инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта. Предпринимательство было привязано к государственной машине и зависело от неё.
Это далеко не полный обзор преобразовательской деятельности Петра, здесь не упомянуты ни меры по общественному благоустройству и народному образованию, ни перемены в понятиях и нравах, вообще в духовной жизни народа. Но рассмотрение развития России в первой четверти XVIII в. показывает масштабы изменений, которые произошли за этот период. Значительно выросла территория страны, после многих веков борьбы она получила выход к морю, ликвидировав политическую и экономическую изоляцию, вышла на международную арену и превратилась в великую европейскую державу.
Пётр I – деятель мирового масштаба. Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 году титула российского монарха – Пётр I объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Пётр I все годы своего царствования – создание государства со иерархической системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Пётр I пришёл к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчиненно воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счёт жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра I в истории России трудно переоценить. Как бы ни относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Пётр Великий является одним из самых знаменитых фигур мировой истории.
7
1. Н.И Павленко «ПётрI», Издательство «Молодая гвардия» 2004 г
2. Н.И Павленко «Россия в период реформ Петра I», Издательство «Наука» 1973 г.
3. В.О. Ключевский «О русской истории», Издательство «Просвещение» 1993 г
4. Э.Г. Чумаченко «История России:12 веков», Издательство «ЮНИТИ-ДАНА» 2002г
5. С.М Соловьёв «Публичные чтения о Петре Великом», Издательство «Наука» 1984 г
6. В.О Ключевский Сочинения в 9тт. Т. 4 «Курс русской истории Ч.4, 1989 г
7
Приложение 1
¦ Коллегия ¦ Президент ¦ Вице-президент ¦
+----------------+------------
¦ Чужестранных ¦ Канцлер граф ¦ Вице-канцлер барон ¦
¦ дел ¦ Г.И.Головкин ¦ Шафиров ¦
+----------------+------------
¦ Камер ¦ Князь Д.М.Голицын ¦ Барон Нирот ¦
+----------------+------------
¦ Юстиция ¦ Тайный советник ¦ Бревер ¦
¦ ¦ А.А.Матвеев ¦ ¦
+----------------+------------
¦ Ревизион ¦ Князь Я.Долгорукий ¦ - ¦
+----------------+------------
¦ Военная ¦ Князь А.Д.Меншиков ¦ Генерал А.А.Вейде ¦
+----------------+------------
¦ Адмиралтейская ¦ Генерал-адмирал ¦ Крейс ¦
¦ ¦ Ф.М.Апраксин ¦ ¦
+----------------+------------
¦ Коммерц ¦ П.А.Толстой ¦ Шмидт ¦
+----------------+------------
¦ Штатс ¦ Граф И.А.Мусин-Пушкин ¦ - ¦
+----------------+------------
¦ Берг и Ману ¦ Я.В.Брюс ¦ - ¦
¦ фактур ¦ ¦ ¦
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранные и посольские дела и пересылка со всеми окрестными государствами и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были
1ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к
1тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и
рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия"
\\\
Приложение 2
¦ ¦ Чины ¦
¦ Ранг +------------------------T----
¦ ¦ Военные сухопутные ¦ Статские ¦
+--------+--------------------
¦ I ¦ Генерал-фельдмаршал ¦ Канцлер ¦
---------T--------------------
¦ II ¦ Генерал ¦ Действительный тайный ¦
¦ ¦ ¦ советник ¦
+--------+--------------------
¦ III ¦ Генерал-лейтенант ¦ Генерал-прокурор ¦
+--------+--------------------
¦ IV ¦ Генерал-майор ¦ Президент коллегии, ¦
¦ ¦ ¦ тайный советник, ¦