Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе писателя в образе дома.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
Исследовать характерную для прозы М. Булгакова 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка.
Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Неповторимость художественного своеобразия мастерства М.Булгакова.
1.1 Отражение личной действительности в творчестве Булгакова.………….….4
1.2 Гонение и непонимание творца современниками…………………………….8
2. Основные темы в творчестве М.А Булгакова.
2.1 Религиозная полемика в прозе М.А.Булгакова………………………………11
2.2 Поэтика в произведениях М.А Булгакова……………………………………14
2.3 Дом как идеальная модель мироустройства в прозе М.А. Булгакова……...15
2.4 Эволюция образа дома в прозе М.А. Булгакова …………………………….17
3. Образ дома в художественной концепции романа М. Булгакова «Белая гвардия».
3.1 История создания романа "Белая гвардия"………………………………..…20
3.2 Образ семьи Турбиных как представителя духовных, нравственных и культурных традиций дворянской интеллигенции……………………………...23
3.3 Типология и символика образа дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»………………………………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных нормативных актов и литературы…………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №2 по Булгакову Андреева 4 крз-2.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Тема  « образ дома в творчестве М. Булгакова»

                                   

 

                                                    Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

1. Неповторимость художественного своеобразия мастерства М.Булгакова.

1.1 Отражение личной действительности в творчестве Булгакова.………….….4

1.2 Гонение и непонимание творца современниками…………………………….8

2. Основные темы в творчестве М.А Булгакова.

2.1 Религиозная полемика в прозе М.А.Булгакова………………………………11

2.2 Поэтика в произведениях М.А Булгакова……………………………………14

2.3 Дом как идеальная модель мироустройства в прозе М.А. Булгакова……...15

2.4 Эволюция образа дома в прозе М.А. Булгакова …………………………….17

3. Образ дома в художественной концепции романа М. Булгакова «Белая гвардия».

3.1 История создания  романа "Белая гвардия"………………………………..…20

3.2 Образ семьи Турбиных как представителя духовных, нравственных и культурных традиций дворянской интеллигенции……………………………...23

3.3 Типология и символика образа дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»………………………………………………………………………….….27

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных нормативных актов и литературы…………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

     Несмотря на то, что за все время литературоведческого изучения творчества М. Булгакова появилось значительное число работ, в которых более или менее глубоко рассматриваются образ дома и круг связанных с ним проблем, комплексного исследования этого явления не проводилось. Кроме того, в булгаковедении до сих пор не предпринимались попытки освещения истории данного вопроса, поэтому сделанные исследователями наблюдения остаются фрагментарными. Образ дома является одним из структурообразующих элементов художественного мира М. Булгакова. Исследование этого образа позволяет не только актуализировать онтологическую проблематику творчества М. Булгакова, но и рассмотреть художественную систему этого автора как феномен «духовно-эмоциональный, утверждающий общечеловеческие ценности — добро и любовь как субстанционально значимые величины человеческого бытия» [18,134]. Кроме того, обращение к образу дома помогает переосмыслить многие «классические» вопросы булгаковедения, начиная с пространственно-временной организации произведений и заканчивая аксиологией писателя.

     Термин «мировоззрение писателя» понимается нами в значении системы, о котором говорил Ю.Г. Кудрявцев в своей книге: «Мировоззрение - система. теоретически обоснованных взглядов человека или какой-либо социальной общности на мир. Улавливаются постоянно существующие, глубинные взаимосвязи между явлениями. Отражается вечный уровень бытия, его философичность, его высшая математика» [19,20]. Автор книги отмечал тесную взаимосвязь мировоззрения и творчества, определяющую глубину и художественное своеобразие произведения писателя: «Мировоззрение требует творчества. Творчество есть показатель мировоззрения. Понимаемое таким образом мировоззрение накладывает свой отпечаток на творчество. Обладающий мировоззрением художник способен создать высшее в искусстве. В частности, в литературе - философский роман».  
     Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры. Изначально предназначенное для защиты человека от природной стихии, жилище постепенно приобретает новые функции и начинает рассматриваться в контексте широкого круга понятий: кров, семья, народ, страна, нравственность, память, вера. Получив дополнительную семантическую нагрузку, дом превращается в уменьшенную модель мироздания и человеческого бытия, в полной мере выражая особенности менталитета того или иного народа.  
 
      Предметом исследования является творчество М.А. Булгакова.

Объектом исследования послужили критические статьи и методические пособия по творчеству М.А. Булгакова, а так же произведения автора «Белая гвардия», «Собачье сербце», «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита»,»Батум», «Бег», «Жизнь господина де Мольера».

 Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе писателя в образе дома.  
Данная цель обусловила постановку следующих задач:

  • Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
  • Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
  • Исследовать характерную для прозы М. Булгакова 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка.
  • Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

     Методологической основой исследования послужили труды ученых, философов, литературоведов: М.А Булгакова ,Т. Тарасовой, А.Стародубец, А. Варламова, Ю. Кривоносов, В. Сахарова, Е.Яблокова, И.Немчинова, В.Лакшина, В.И.Немцева, О.С.Бердяевой, Е.В.Скороспеловой, В.Г. Щукиной, Л. М.Яновской , М. С. Зайцевой, Т.В.Лопатиной, М.А. Кулабуховой, М.А.Лазаревой, Ю.Г.Кудрявцева.

     Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что целостное исследование феномена дома позволяет скорректировать представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выявить мировоззренческие основы творчества этого писателя.

    Актуальность данного исследования состоит в необходимости целостного рассмотрения семейных ценностей в романе М. Булгакова «Белая гвардия»,олицетворенных в образе Дома Турбинных, как идеальной модели мироустройства, модели единства трех ипостасей: бытовой, бытийной и духовной, но неизбежно разрушающейся под напором бесчинства и хамства нового необразованного пролетариата.

 

1.1

     Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

     Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста – по этой теории – свой «приз жизни». Эти «призы жизни» распределяются по жизненной лестнице – все растут, приближаясь к вершинной ступени, а от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет», – так он комментировал изображение. Но «лестница жизни» самого Булгакова относительно коротка, хотя и достаточно насыщена разными событиями: радостями, горестями, встречами, триумфами и катастрофами. В его дневнике об этом сказано так: «Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их. День, как во время Севастопольской обороны, за месяц, месяц – за год». И в таком постоянном напряжении, вечной борьбе прожита вся его удивительная, трагическая, счастливая жизнь. Есть в ней некая тайна, которую еще предстоит разгадать.

     Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не потому только, что его признают гениальным писателем, драматургом. Булгаков был не менее гениальным мыслителем, способным не только правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но и предвидеть обозримое будущее. Это был человек чести и достоинства, неспособный кривить душой. Если к этому добавить, что он по-настоящему, осмысленно любил Россию, ратовал за сохранение и развитие лучших духовно-культурных традиций русского народа, то станет совершенно понятной его драматическая судьба. Булгаков был своего рода страстотерпцем, страдальцем, мучеником, очень рано понявшим, что России придется испытать грандиозные потрясения. У него было достаточно возможностей после Гражданской войны покинуть свою Родину, но он остался в обескровленной трагичной России, со всей очевидностью осознавая свое ужасное положение. Будучи православным человеком, Булгаков понимал, что сама Россия и русский народ (особенно его интеллигенция) расплачиваются за великие грехи, вольные и невольные. К таким грехам, несомненно, он относил фактическое соучастие (пассивное созерцание) в убийстве царской семьи, в уничтожении миллионов представителей многих национальностей России, в поругании святынь православной веры. Но все же Булгаков не мог себе представить, что наказания, ниспосланные на русскую землю, будут столь тяжелы и продолжительны. В течение двадцати с лишним лет он не переставал надеяться на лучшую долю для России, пытался верить в здравомыслие народа и его способность отличить черное от белого, ждал необходимых перемен. Сам вносил в это посильную лепту и каждый раз разочаровывался: Россия по-прежнему шла, по его мнению, по гибельному, анти национальному пути, и значительная часть народа, сознательно или бессознательно, выбрала этот путь. Постепенно в душе писателя зарождалось и крепло чувство безысходности и отчаяния, которое неизбежно должно было проявиться и в его творчестве. 

Место, где родился человек, — самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, они навсегда останутся в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не рвутся. Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину.  
     Писатель родился в 1891 году в Киеве. Его родители снимали дом на тихой Воздвиженской улице. Недалеко находилась Воздвиженская церковь, где и был крещен маленький Булгаков. Будущего писателя нарекли в честь архангела Михаила, покровителя Киева. Родители Булгакова съехали с Воздвиженской улицы, когда ему был один год, и поэтому прекрасная Воздвиженская не запечатлелась в произведениях Булгакова. Одним своим концом Воздвиженская выходит на Андреевский спуск. Андреевский спуск... Как часто это название будет встречаться в произведениях Булгакова! Дом на Владимирской горке был очень дорог Булгакову. Здесь жили его родители, именно здесь молодые Михаил и Татьяна снимали свою первую комнату. У них была угловая комната с двумя большими окнами. Улочка извилиста и крута. Ее видавшая виды брусчатка берет разгон от пятиглавого воздушно-ажурного каменного дива — Андреевской церкви, стремительно кружит по наклонной мимо давних построек и, плавно затормозив, упирается в серые громады домов Контрактовой площади на Подоле. Улочка как улочка, и вряд ли мы выделили бы ее сегодня, если бы не двухэтажный домик, приткнувшийся вплотную к почти отвесному пригорку.  
     Домик этот не простой, а «постройки изумительно». Если подняться по горке в крохотный дворик, то второй этаж становится первым и о настоящем первом напоминает лишь искусно вырытое углубление, обнесенное оградкой и обложенное внутри кирпичом со ступеньками вниз. Этот вот первый этаж с двориком и занимал Мастер со своей шумной и многочисленной родней, ставшей известной всему миру как семья Турбиных. Дом был прекрасен и тем, что, взобравшись из дворика на горку, можно было часами наблюдать за ледоходом на Днепре, белыми пароходами с праздными людьми на палубах, слушать крики чаек, любоваться бескрайними далями и ощущать за собой дыхание древнего города. А еще с горки видны были сады — трепетный волшебный мираж в белой дымке. Именно из этого дома весной 1916 года молодой врач Михаил Булгаков уехал на фронт. Сюда он возвращался в сентябре 1916 и в сентябре 1921 годов. Киев всегда вдохновлял Михаила Афанасьевича, давал ему новые темы для произведений. Именно в Киеве у Булгакова появилось желание заняться литературой. И он поехал в Москву с твердой решимостью завоевать свое место в литературе.  
     Из Москвы Булгаков часто писал матери о своих мечтах. А мечтал он вернуться в Киев, пройтись по его улицам, которые успокаивали, когда ему было плохо. Свой город Булгаков не только любил, он знал его. Киев был исхожен вдоль и поперек сначала в детстве, затем — в юношеские годы. Все было знакомо здесь Булгакову, он знал каждый поворот Андреевского спуска. Этот старинный город отразился в его произведениях. Особенно нравился Киев Булгакову зимой. Зимы в Киеве были снежными, «улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». Михаил и Татьяна Булгаковы любили прогуливаться зимой в парках. Они часто любовались деревьями, покрытыми снегом. В «Белой гвардии» М. Булгаков пишет: «Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира». Писатель всегда находил что-то особенное в Киеве. Что-то такое, чего не было ни в каком другом городе. Образ киевских зим и снега надолго войдет в творчество Булгакова отсветом дома, покоя и тепла. Михаил Афанасьевич пишет в своем очерке «Киев-город»: «...а зимой не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег». Сколько чувства вложено в эту строку! 

     Особенное место в творчестве Булгакова занимает дом № 13, что на Андреевском спуске. Именно здесь поселились навсегда тени его героев. Этот дом писатель сохранит в рассказе «Дом Эльпит Рабкоммуна», в романах «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Дом № 13 описан в последнем как дом Турбиных: «На улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький покатый уютный дворик — в первом». В «Белой гвардии» Булгаков с такой точностью передал описание дома № 13, что не упустил даже такой мелочи, как простой электрический фонарь: «Как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов». Здесь, на Андреевском спуске, их было совсем мало. Но, по крайней мере, один был за углом дома № 13. Именно этот фонарь Булгаков запечатлел в «Белой гвардии»: «Брызнул из-за угла свет высокого фонаря, и они миновали дощатый забор, ограждавший двор № 13, и стали подниматься вверх по спуску».  
     Булгаков очень хорошо знал свой родной город. Когда он учился в гимназии, его учитель часто водил своих учеников на экскурсии по Киеву. Побывали на Аскольдовой могиле, в Киево-Печерской лавре, в церкви Спаса на Берестове и у Золотых ворот, в Царском саду и у Центрального моста, совершили экскурсию пароходом на Днепровские пороги. Мальчика поразила сила, которую несли в себе воды Днепра. В «Белой гвардии» Булгаков очень точно воспроизвел ту картину, которая навсегда осталась в его памяти: «Отвесные стены... переходили в береговые рощи... вьющиеся по берегу великой реки, которая уходила туда, куда даже с городских высот не хватает глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальше море». После этой экскурсии, несмотря на запреты, часто один катался на байдарке по Днепру. Это увлечение Булгаков передал герою «Белой гвардии» Николке. Николка любил вечерами сидеть в густых заводях и изгибах «старика-реки» и наблюдать за звездами. Часто он видел, как сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке. Михаил Булгаков любил подниматься вверх по Андреевскому спуску, доходить до самой высокой точки и оттуда смотреть на крыши многоэтажных зданий и купола церквей, на улицы, переулки и площади. Так и Николка вечерами долго любовался своим городом, за что его иногда ругали. «Я только дошел бы до площади у Андреевской церкви, — просительно говорил он сестре, — и оттуда посмотрел бы и послушал. Ведь виден весь Подол».  
     Киев был с М. А. Булгаковым всегда. Этот город запечатлен во многих его произведениях. Город — в «Белой гвардии». Родина Максутова — в “Театральном романе”. В «Мастере и Маргарите» — описание «весенних разливов Днепра» и «солнечных пятен, играющих весною на кирпичных дорожках Владимирской горки»: пейзажи, к которым был равнодушен ничего не понимающий Поплавский, за что и был наказан Воландом. Булгаков любил Киев так нежно и страстно, какой бывает только первая, светлая любовь. Чувство это не смогли затмить самые прекрасные города и экзотические уголки на земле. «Ах, какие звезды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве, а все-таки тянет меня на родину. Сердце щемит, хочется иногда мучительно в поезд... и туда. Опять увидеть обрывы, занесенные снегом, Днепр... Нет красивее города на свете, чем Киев. Эх, жемчужина-Киев!» — скажет он в очерке «Киев-город».

Информация о работе Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова