Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе писателя в образе дома.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
Исследовать характерную для прозы М. Булгакова 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка.
Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Неповторимость художественного своеобразия мастерства М.Булгакова.
1.1 Отражение личной действительности в творчестве Булгакова.………….….4
1.2 Гонение и непонимание творца современниками…………………………….8
2. Основные темы в творчестве М.А Булгакова.
2.1 Религиозная полемика в прозе М.А.Булгакова………………………………11
2.2 Поэтика в произведениях М.А Булгакова……………………………………14
2.3 Дом как идеальная модель мироустройства в прозе М.А. Булгакова……...15
2.4 Эволюция образа дома в прозе М.А. Булгакова …………………………….17
3. Образ дома в художественной концепции романа М. Булгакова «Белая гвардия».
3.1 История создания романа "Белая гвардия"………………………………..…20
3.2 Образ семьи Турбиных как представителя духовных, нравственных и культурных традиций дворянской интеллигенции……………………………...23
3.3 Типология и символика образа дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»………………………………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных нормативных актов и литературы…………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №2 по Булгакову Андреева 4 крз-2.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Война для каждого из героев романа становится испытанием, проверкой нравственных основ личности. Не случайно в эпиграфе к роману Булгаков помещает знаменитые строки из Апокалипсиса: «и судим, будет каждый сообразно с делами своими». Главной темой романа становится тема возмездия за свои поступки, тема моральной ответственности за выбор, который делает каждый человек.

     Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, отечеству и царю. В обстановке, когда кажется «все разрушено, предано, продано». Эти люди готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях, готовы защищать Отечество, Город и Дом.

      Булгаков верил в естественный человеческий порядок на земле: «Все будет правильно, на этом построен мир». В романе "Белая гвардия" писатель показал, как страшны и необратимы последствия отступления от принятых норм плохого и хорошего, освященных не одним тысячелетием человеческой культуры. В этом отступлении писатель видел наибольшую опасность человечества. Своих читателей он призывает соблюдать верность главным принципам человечности, преданность идеалам Справедливости, Добра и Красоты.

      Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность... [15,199]

     Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.[15,200]

 

3.3

     В романе Булгакова «Белая гвардия» есть автобиографические мотивы. Писателю пришлось на себе испытать все тяготы гражданской войны. Булгаков имел свою точку зрения на революцию и все, что последовало за ней. Писатель совсем не случайно столь подробно изображает мельчайшие подробности быта семьи Турбиных. Он вспоминает жизнь собственной семьи, которая была для него самого олицетворением счастья и гармонии.

     В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

     Дом Турбиных – это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

     Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта – это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

     Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

     Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

     Надвигается нечто страшное и непоправимое. Турбины не могут этого не понимать, ведь они умные, образованные люди. Они бессильны что-либо изменить. И страх перед катастрофой они пытаются заглушить, погружаясь в мир собственного дома. Здесь так же хорошо, уютно, как было много лет назад. Как жаль, что скоро этому придет конец. «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». 
     Новым «хозяевам жизни» не нужны ценности прошлого. И не случайно в романе Булгаков говорит о том, что в печи сгорит «Капитанская дочка». Эта книга как бы олицетворяет культурные ценности, которым не устоять перед агрессивным натиском. «Упадут стены» — этой фразой Булгаков предупреждает, что в опасности оказывается одна из главных человеческих ценностей — дом. 
     Дом не в смысле жилье одной семьи, а более широкое понятие. Есть мудрая английская пословица: «Мой дом — моя крепость». И в романе «Белая гвардия» дом семьи Турбиных — это символ счастливой и гармоничной жизни образованных, умных и в высшей степени достойных людей. Социальные катаклизмы разрушают то, что было хорошим, правильным. Что приходит взамен? Только что-то страшное, непонятное, угрожающее. Старые традиции уходят в прошлое. А новая жизнь приносит только кровавую действительность. 
     Символы мирной жизни противопоставляются разрушению, которое несет гражданская война. Счастье, благополучие, гармония уходят в прошлое. Новая жизнь должна принести за собой новые ценности, духовные и культурные. Но, увы, мы их не видим, лишь понимаем, насколько велика трагедия, навсегда разрушившая огромный пласт культуры.

     Главная отличительная черта романа, на которую обратили внимание современники, заключалась в том, что события революции в нем максимально очеловечены. Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Критика предпочитала ругать и поучать художника, вместо того чтобы подниматься до высоты его объективности, которая «не устраивала ни одну из воюющих сторон». Дом Турбиных для Булгакова — это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых.

Таким образом, Дом в романе представляет собой  и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся  на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые  выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире.[16,68]

 

 

 

 

 

Заключение 

     Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.

      Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и страданиями. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Роман М. Булгакова  «Белая гвардия» — книга пути и  выбора, книга прозрения. Но главная  мысль авторская, я думаю, в следующих  словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман — это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

     Тема дома в творчестве М. Булгакова является идейным центром, точкой пересечения религиозно-философского, онтологического, социально-исторического, духовно-биографического, аксиологического аспектов произведений писателя. В художественном мире М. Булгакова пространство дома служит структурирующим началом, которое скрепляет все сферы человеческого бытия, способствует становлению и творческой реализации личности. В конечном счете, дом представляет собой модель мироздания, где взаимосвязаны телесное и духовное, время и вечность, личностное и общечеловеческое.

     В творчестве М. Булгакова складываются и функционируют три основных модели дома: дом-«приют» («хорошая квартира»), «исторический» дом и «мертвый» дом («нехорошая квартира»).

Гармоничный образ дома-«приюта», существующий в единстве трех ипостасей — бытовой, бытийной и духовной, находит свое выражение в романе «Белая гвардия» (квартира Турбиных). Этот идеальный образ соотносится с христианской традицией понимания дома в его духовно-нравственном значении как места, где протекает телесная, душевная и духовная жизнь семьи. Дом обладает животворящей силой: в его пространстве происходит духовное выправление человека, возможным становится диалога человека и Бога. Пространство дома организуется и структурируется вещами, которые приобретают культурное и сакральное значение, включаясь как в общественную, так и в духовную практику семьи. В художественном мире М. Булгакова дом, являясь центром, оказывается связанным с образами «вечного» города и патриархальной России, которым в свою очередь свойственны все характеристики «хорошей квартиры».

     Гибель дома приводит булгаковских героев к глобальному мировоззренческому и бытийному кризису, когда смешиваются высокое и низкое, земное и профанное, утрачивают какую-либо ценность любые установления и законы.

     Творчество М. Булгакова представляет собой апологию дома как важнейшей ценности человеческого бытия. «Мещанство» писателя, его провинциализм и старомодность — недостатки в глазах многих современников М. Булгакова — были связаны с попытками восстановления единственно возможного порядка, нормы жизни человека и мира в их взаимосвязи.

     Таким образом, уделяя много внимания изображению жизни Турбиных, писатель защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе – дом, родину, семью. Дом выполняет как сюжетообразующую,

так и структурообразующую  функции в романе М.А. Булгакова  «Белая гвардия». Нет сомнений в  том, что автор определяет внутренний стержень романа как мечту о душевном покое, о мирной жизни.

Знаковыми являются последние строчки романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор.

     Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» [17,320].

Эти слова говорят  нам о том, что дом в сознании писателя разрастается до масштабов мирозданья, приобретая при этом вселенский характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных актов и литературы:

 

  1. Т. Тарасова , г. Курск М.А. Булгаков и власть: на материале писем 36/1997 журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября».
  2. А. Стародубец,/Алексей Варламов: Булгаков сгорел изнутри/А.Стародубец // Образовательное право: прил. к «Учительской газете». - 2008. - № 47 (нояб.).- C. 8.
  3. Ю.А Кривоносов, «Михаил Булгаков: фотолетопись жизни и Творчества»,/библиотека №7,2005.
  4. В.И. Сахаров/«Прощание и полет»// Михаил Булгаков: писатель и власть. М., 2000.
  5. Е. Яблоков /«белым по-черному», // книжное обозрение, 2006, №19..-с.с.6-7.
  6. И.Немчинов /Заметки о пространстве в романе «Белая гвардия»
  7. В.Я.Лакшин /Мир Михаила Булгакова.// Литературно-критические статьи. М., 2004.. Указ. соч., т.1., с. 23.
  8. М. А Булгаков. Указ. соч., т.1., с.184.
  9. В.И.Немцев/« Михаил Булгаков ,Становление романиста»// Самара 1991, с. 7
  10. О.С.Бердяева/«Проза Михаила Булгакова: Текст и метатекст»// Великий Новгород 2002, с. 5.
  11. Е.В.Скороспелова / Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»).// М., 2003.2003, с. 231
  12. В.Г. Щукин /«Спасительный кров. О некоторых мифопоэтических источниках славянофильской концепции Дома»// Из истории русской культуры. М., 2000. Т. V (XIX век). С. 589-609.
  13. Л. М.Яновская  / «Вертикали и горизонтали Ершалаима»,  журнал «Вопросы литературы»,// 2002 г., №3.
  14. М. С. Зайцева/«Белая гвардия» М. Булгакова: судьба Семьи в эпоху перемен»// «Культурная жизнь Юга России» № 1 (35), 2010.
  15. Т.В.Лопатина, Т.В. Роман М. Булгакова «Белая гвардия» (1923-1924) : Моление о Доме // Русская литература первой половины ХХ века. - Екатеринбург, 2002. - С. 199-205.
  16. М.А. Кулабухова, /Традиции А.С. Пушкина в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // К Пушкину сквозь время и пространство. - Белгород, 2000. - C. 68-71
  17. М.А Булгаков./ «Белая гвардия»: Роман. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – с. 320.
  18. М.А Лазарева. /Жанровое своеобразие «Мастера и Маргариты» М. Булгакова //Филологические науки. 2000. №6. С. 134.
  19. Ю.Г.Кудрявцев/«Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное»//:М;  1991, с. 20.
  20. В.И. Немцев,/ Функция повествователя в художественной речи романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» // Поэтика советской литературы двадцатых годов. - Куйбышев, 1990. - С. 72-98.

Информация о работе Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова