Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе писателя в образе дома.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
Исследовать характерную для прозы М. Булгакова 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка.
Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Неповторимость художественного своеобразия мастерства М.Булгакова.
1.1 Отражение личной действительности в творчестве Булгакова.………….….4
1.2 Гонение и непонимание творца современниками…………………………….8
2. Основные темы в творчестве М.А Булгакова.
2.1 Религиозная полемика в прозе М.А.Булгакова………………………………11
2.2 Поэтика в произведениях М.А Булгакова……………………………………14
2.3 Дом как идеальная модель мироустройства в прозе М.А. Булгакова……...15
2.4 Эволюция образа дома в прозе М.А. Булгакова …………………………….17
3. Образ дома в художественной концепции романа М. Булгакова «Белая гвардия».
3.1 История создания романа "Белая гвардия"………………………………..…20
3.2 Образ семьи Турбиных как представителя духовных, нравственных и культурных традиций дворянской интеллигенции……………………………...23
3.3 Типология и символика образа дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»………………………………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных нормативных актов и литературы…………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №2 по Булгакову Андреева 4 крз-2.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

У Булгакова  свое особое видение гражданской  войны. Так еще никто не изображал  эпоху того времени. И особое значение приобретают слова автора: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто». Булгаков говорит, насколько страшной была кровавая бойня. И человеческие страдания не имеют оправдания. Потери оказались невосполнимыми. Социальные катастрофы приводят к тому, что навсегда в прошлое уходят культурные и духовные ценности — дом, уют, тесная связь семейных уз, покой, мир, счастье... В романе Булгаков выступает в защиту этого. Не случайно он так подробно описывает детали дома Турбиных — книги, мебель, сувениры, рояль, абажур, кремовые шторы. Это не просто предметы. Они имеют гораздо более важное значение, они противостоят кровавым символам новой эпохи. 
     Герои Булгакова размышляют на тему жизни и смерти, задумываются о том, каким чудовищным преступлением является убийство. Они считают, что нужно обустраивать нормальную человеческую жизнь, а не поливать землю кровью. Образованные и умные люди — интеллигенция — чувствует собственную ответственность за те страшные события, которые творятся вокруг. Но и их собственная гибель не за горами. Не случайно Елена видит страшный сон, когда гибнут ее близкие. Но, несмотря на надвигающуюся катастрофу, все герои до последнего стремятся сохранить нравственные и духовные ценности, которые были им дороги. И в этом их несомненное величие, они способны возвыситься над суровой действительностью, какой бы страшной она не была.

     Основной темой романа стала историческая катастрофа, причём Булгаков в соответствии с избранным жанром соединяет личное начало с началом социально-историческим, пытаясь поставить индивидуальную, частную судьбу в закономерную связь с судьбой целого, страны. Пушкинский принцип изображения исторических событий через судьбы отдельных людей предстаёт в романе Булгакова как традиционный принцип русской классической литературы и знаменует представления автора о культурной традиции как незыблемой основе жизни.

     М.А. Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом «Белая гвардия» (1925). Герой «Театрального романа» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, Гражданская война... Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». В повести «Тайному другу» содержатся иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз...» С таким настроением Булгаков приступил к созданию нового романа.

Роман «Белая гвардия», важнейшую для русской литературы книгу, Михаил Афанасьевич Булгаков начал писать в 1822 году.

     В 1922–1924 годах Булгаков писал статьи для газеты «Накануне», постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», где познакомился с И. Бабелем, И. Ильфом, Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. По свидетельству самого Булгакова, замысел романа «Белая гвардия» окончательно оформился в 1922 году. В это время произошло несколько важных событий его личной жизни: в течение первых трех месяцев этого года он получил известие о судьбе братьев, которых никогда больше не видел, и телеграмму о скоропостижной смерти матери от сыпного тифа. В этот период страшные впечатления киевских лет получили дополнительный импульс для воплощения в творчестве.

Согласно воспоминаниям  современников, Булгаков планировал создать  целую трилогию, и говорил о  любимой книге так: «Свой роман  считаю неудавшимся, хотя выделяю из своих других вещей, т.к. к замыслу относился очень серьезно». И то, что мы сейчас именуем «Белой гвардией», задумывалось как первая часть трилогии и первоначально носило названия «Желтый прапор», «Полночный крест» и «Белый крест»: «Действие второй части должно происходить на Дону, а в третьей части Мышлаевский окажется в рядах Красной Армии». Приметы этого замысла можно найти в тексте «Белой гвардии». Но Булгаков не стал писать трилогию, предоставив это графу А.Н. Толстому («Хождение по мукам»). И тема «бега», эмиграции, в "Белой гвардии" лишь намечена в истории отъезда Тальберга и в эпизоде чтения бунинского «Господина из Сан-Франциско».

     Роман создавался в эпоху наибольшей материальной нужды. Писатель работал ночами в нетопленой комнате, работал порывисто и увлеченно, страшно уставал: «Третья жизнь. И третья жизнь моя цвела у письменного стола. Груда листов все пухла. Писал я и карандашом, и чернилами». Впоследствии автор не раз возвращался к любимому роману, заново переживая прошлое. В одной из записей, относящихся к 1923 году, Булгаков отметил: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко...» А в 1925 году он писал: «Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и «Белая гвардия» не сильная вещь». 31 августа 1923 года Булгаков сообщал Ю. Слезкину: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кое-что поправляю». Это был черновой вариант текста, о котором говорится в «Театральном романе»: «Роман надо долго править. Нужно перечеркивать многие места, заменять сотни слов другими. Большая, но необходимая работа!» Булгаков не был доволен своей работой, перечеркивал десятки страниц, создавал новые редакции и варианты. Но в начале 1924 года уже читал отрывки «Белой гвардии» у писателя С. Заяицкого и у своих новых друзей Ляминых, считая книгу законченной.

Первое известное  упоминание о завершении работы над  романом относится к марту 1924 года. Роман печатался в 4-й и 5-й  книжках журнала «Россия» за 1925 год. А 6-й номер с заключительной частью романа не вышел. По предположению исследователей, роман «Белая гвардия» дописывался уже после премьеры «Дней Турбиных» (1926) и создания «Бега» (1928). Текст последней трети романа, выправленный автором, вышел в 1929 году в парижском издательстве «Concorde». Полный текст романа был опубликован в Париже: том первый (1927), том второй (1929).

     Из-за того, что в СССР "Белая гвардия" не была закончена публикацией, а зарубежные издания конца 20-х годов были малодоступны на родине писателя, первый булгаковский роман не удостоился особого внимания прессы. Известный критик А. Воронский (1884–1937) в конце 1925 года «Белую гвардию» вместе с «Роковыми яйцами» назвал произведениями «выдающегося литературного качества». Ответом на это высказывание явился резкий выпад главы Российской Ассоциации Пролетарских Писателей (РАПП) Л. Авербаха (1903–1939) в рапповском органе – журнале «На литературном посту». Позднее постановка по мотивам романа «Белая гвардия» пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе осенью 1926 года переключила внимание критики на это произведение, и о самом романе забыли.

 

3.2

     Литературная общественность отказывалась признать достоинство романа. Из почти трехсот отзывов Булгаков насчитал только три положительных, а остальные отнес к разряду «враждебно-ругательных». В адрес писателя звучали грубые отзывы. В одной из статей Булгакова называли «новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс, на его коммунистические идеалы».

     «Классовая неправда», «циничная попытка идеализировать белогвардейщину», «попытка примирить читателя с монархическим, черносотенным офицерством», «скрытая контрреволюционность» – вот далеко не полный перечень характеристик, какими наделяли «Белую гвардию» те, кто считал, что главным в литературе является политическая позиция писателя, его отношение к «белым» и «красным».

     Один из главных мотивов «Белой гвардии» – это вера в жизнь, ее победительную силу. Потому эта книга, несколько десятилетий считавшаяся запрещенной, обрела своего читателя, обрела вторую жизнь во всем богатстве и блеске булгаковского живого слова. Совершенно справедливо заметил писатель-киевлянин Виктор Некрасов, прочитавший в 60-е годы «Белую гвардию»: «Ничто, оказывается, не померкло, ничто не устарело. Как будто и не было этих сорока лет... на наших глазах произошло явное чудо, в литературе случающееся очень редко и далеко не со всеми, — произошло второе рождение». Жизнь героев романа продолжается и сегодня, но уже в ином русле.

В романе «Белая гвардия» писатель обращается ко многим серьезным и вечным темам. С первых же страниц романа звучат актуальные во все времена темы семьи, дома, веры, морального долга – как начала всех начал, источника жизни и культуры, залога сохранения лучших традиций и нравственных ценностей.

Булгакову выдалось жить в трудное для России время. Революция, а затем и Гражданская война заставили людей переосмыслить все усвоенные ранее ценности. Писатель тяжело переживал обо всех происходящих события и всей душой пытался понять окружающую его действительность. И он осознавал, что главная беда России – в падении уровня нравственности, в бескультурье и невежестве, что, по его мнению, было связано с уничтожением интеллигенции, которая в течение долгого времени выступала основным носителем нравственных ценностей.

     Герои романа «Белая гвардия», как и сам писатель, представители интеллигенции. Далеко не вся русская интеллигенция приняла и поняла великие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли важную роль в неприятии этих свершений, путь к достижению которых был сложным и нередко противоречивым. Главная тема романа, которую принято связывать с трагическим мотивом разочарования героев, с ощущаемой ими необходимостью порвать со своим прошлым, раскрывается по-новому. Прошлое, в котором осталось счастливое детство героев, не только не разочаровывает их, но всячески сберегается ими в обстановке, когда кажется, «все разрушено, предано, продано».

     В романе М. М. Булгакова «Белая гвардия» писатель дает возможность увидеть Гражданскую войну глазами членов дворянской семьи Турбиных. Уютный мир Семьи восхищает своей сплоченностью, теплым, чутким и нежным отношением родных людей друг к другу.

Лаконичными, но красочными мазками рисует художник образ Матери – «светлой королевы», как называли ее дети (так же с любовью, уважением, почитанием говорил о своей маме, Варваре Михайловне, сам Булгаков). Даже в эпизоде похорон, когда тоска пронизывает сердца осиротевших детей, преобладает светлая цветовая гамма:«белый гроб», вишневые деревья и акации, которые «наглухо залепили стрельчатые окна» церкви, где отпевали мать. Доминантой созданного великим писателем образа Женщины – матери, хранительницы жизни – является тревога за судьбу детей.

Матери Турбиных удалось создать настоящий домашний очаг: члены Семьи привыкли чувствовать себя защищенными, уверенными в мире, где каждый предмет связан с каким-либо светлым воспоминанием детства. Контраст атмосферы семейного счастья и комфорта со страшными событиями, разворачивающимися за окнами семейной крепости, таит соблазн идеализировать эту обитель, сделав ее смыслом жизни. От чего не смог удержаться Алексей Турбин: «Башни, тревоги, оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной лишь цели – охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности, говоря, не из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует.

     Турбины и их близкие постоянно рискуют утратить божественное зерно Семьи. Мы видим их в состоянии борьбы не только с петлюровцами, но

и с самими собой  – противоборства христианских ценностей  с эгоистичными желаниями.[14]

     Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но наиболее ярко она претворена в образе дома. Дом и Город – два главных героя романа. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой войной, дышит и страдает, как живое существо. Когда на улице мороз, тревожно и страшно, в доме идет задушевная беседа, от изразцов печи исходит тепло, слышится башенный бой часов в столовой, бренчание гитары и знакомые голоса Алексея, Елены, Николки и их веселых гостей. И Город, истерзанный бесконечными боями и обстрелами, наполненный толпами солдат, также живет своей жизнью. «Прекрасный в морозе и тумане...» – этот эпитет открывает повествование о Городе и становится доминирующим в его изображении. Образ Города излучает необыкновенный свет – свет жизни, который поистине неугасим. Булгаковский Город находится под Божьим покровительством: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто... находили по его свету... путь на Город...»

      Жизнь в этом доме идет наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, жестокости. Хозяйкой и душой дома является Елена Турбина-Тальберг – «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. Из этого дома уходит двуличный приспособленец Тальберг. А друзья Турбиных находят здесь приют, залечивают в нем свои израненные тела и души. И даже приспособленец и трус Лисович ищет здесь защиты от грабителей.

     Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Его образу автор придает высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом – это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Единственная цель, позволяющая браться за оружие, по его мнению, – охранять «человеческий покой и очаг».

     В доме Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом; «скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна... Полы лоснятся, и в декабре на столе в матовой вазе стоят голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, утверждающие красоту и прочность жизни». Атмосфера дома одухотворена музыкой и вечно живым искусством. Кузен Лариосик из Житомира, нашедший приют в доме Турбиных, благословляет семейный уют простодушным признанием: «Господи, кремовые шторы... за ними отдыхаешь душой... А ведь наши израненные души так жаждут покоя...» Турбины и их друзья читают по вечерам и поют под гитару, играют в карты, любят и переживают, и свято хранят семейные традиции.

Информация о работе Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова