Образ России в лирических циклах А.Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

В творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал в незаконченном ответе Мережковскому: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
1. Тема России в творчестве А. Блока……..…………………………………….5
2. Цикл «На поле Куликовом»……………………………….…………………..9
Заключение………………………………………………………………..12
Примечание………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………….14

Файлы: 1 файл

Литра. контрольная.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Тамбовский  государственный университет им. Г.Р.Державина

Институт  филологии 

Кафедра истории русской литературы 

Контрольная работа

по истории русской литературы

  конца XIX – начала ХХ века 

на  тему: Образ России в лирических циклах А.Блока 
 

Выполнила: студентка 2 курса

Кануткина Екатерина 

Проверила: доктор филологических наук,

профессор Н.Ю.Желтова 
 
 
 

     ТАМБОВ  – 2011

План 

     Введение……………………………………………………………………2

1. Тема России в творчестве А. Блока……..…………………………………….5

2. Цикл «На поле Куликовом»……………………………….…………………..9

     Заключение………………………………………………………………..12

     Примечание………………………………………………………………..13

     Список  используемой литературы……………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема  Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники  слова во все времена. Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.

     Родина... Для каждого человека она своя. Художники, писатели, музыканты воспринимают ее более утонченно, нежели простые  люди, но в этом и заключается  их избранность: видеть мир не таким, каким его видят все. Но даже у них мы никогда не встретим двух одинаковых суждений о родине, о России. Каждый из нас понимает окружающую действительность индивидуально и своеобразно, но сила гения заключается в том, чтобы передавать свое видение мира другим, при этом показывая достоинства, которые мы зачастую не замечаем.

     Это особенно видно в поэзии. Мы окунаемся  в этот удивительный мир пестрых  красок и резких контрастов и не замечаем, как он входит в нас  и остается с нами навсегда.

     “Кругом тонула Россия Блока” [1, с. 141], — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.

      В творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал в незаконченном ответе Мережковскому: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек». [2, с. 318]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Тема России в творчестве А. Блока

     В творчестве А. Блока тема России —  одна из самых главных. Все его  стихи пронизывает одно чувство  безоглядной любви к родной стране:

Приюти  ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать  без тебя...—

так писал  А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и  зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно...», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне». [3, с. 64]

     В стихах А. Блока Россия предстает  многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.

С болотами и журавлями.

И с мутным взором колдуна...

     Россия  завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности  ее враждебной чуждой силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:

Он  дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным  взором колдуна.

     Но  Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).

Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки  становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее - «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.

     Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.

     В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.

     А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:

     Мы  — дети страшных лет России —

     Забыть  не в силах ничего.

     Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.

     Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.

     В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом  щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:

     Мы  любим все —  и жар холодных числ,

     И дар божественных видений,

     Нам внятно все — и  острый галльский  смысл,

     И сумрачный германский гений...

Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. [4, с. 321]

     И Блок полностью разделяет это  мнение.

     С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.

     По  словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:

     Да, и такой, моя Россия,

     Ты  всех краев дороже мне.

     Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:

     Идут  века, шумит война,

     Встает  мятеж, горят, деревни,

     А ты все та ж, моя  страна,

     В красе заплаканной  и древней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Цикл «На поле  Куликовом» 

     Патриотизм  лирики Блока отчетливо виден  в цикле стихотворений «На поле Куликовом». В этом цикле Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы через прошлое понять современность, он ищет в истории повторяемости, соответствии. Он сопроводил цикл «На поле Куликовом» таким примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка ещё впереди». [3, с. 278] Поэтому герой стихотворения ощущает себя современником двух эпох. Стихотворение открывается величественным образом России, устремленной в даль веков. Первая строфа характеризует застылость и грусть: «река грустит», «в степи грустят стога». Но уже в следующей строфе образ России приобретает резко динамический характер: восклицание нарушает начальную идиллическую картину: «О, Русь моя! Жена моя!» Начинается иной ритм, который передает бешеную скачку степной кобылицы.

     Наш путь степной, наш  путь

     в тоске безбрежной,

     В твоей тоске, о Русь!

     Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает  традиционное для поэзии ощущение единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в кровавый трагический цвет.

     Казалось  бы, у всадника появляется светлая  надежда: «Пусть ночь. Домчимся. Оразим кострами…» Но успокоение души наступает  ненадолго. В последней строфе скачка становится невозможной: «Мелькают версты, кручи…» Стихотворение завершается тревожными нотами, предчувствием чего–то ужасного, кровавого. Образ кровавого заката–символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России: будущее её ему видится неясным, далеким, а путь трудным и мучительным.

Информация о работе Образ России в лирических циклах А.Блока