Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:44, реферат
Образ Гамлета - центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя - месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением - это его обязанность, но Гам-Лет - человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце).
Образ Гамлета - центральный
в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы
определяется главная цель этого героя
- месть за убийство отца. Соответственно
средневековым представлением - это его
обязанность, но Гам-Лет - человек нового
времени, он гуманист, и жестокая месть
противоречит его натуре. Чтобы принять
решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит
ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг
себя он видит лишь измену и коварность
(мать предала отца и вышла замуж за его
убийцу, Гамлета предают наивернейшие
друзья и помогают убийце). Он разочаровывает
даже в своей любви и остается одиноким.
Его раздумья о назначении человека приобретают
трагическую окраску (сцена на кладбище).
Зло, считает он, имеет чуть ли не космический
характер, и человек - очень слабое существо,
чтобы противодействовать ему. События
трагедии будто подтверждают эти соображения
героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается
ненаказанным. Гамлет не может смирится
с этим, но и не находит в себе сил противодействовать.
Если он станет убийцей, то перейдет на
сторону зла и тем усилит его. Шекспир
дает Гамлету несколько возможностей
убить Клавдия: Гамлет видит, как король
в одиночестве молится, и ему выпадает
благоприятная возможность. И герой не
делает решительного шага. В молитве Клавдий
заслужит прощение свои грехи, смерть
в такую минуту воспринималась современниками
Шекспира как извинение грехов, а душа
человека, считалось, отлетала в рай. Убить
в такой миг Клавдия означало простить
ему причиненное зло. Именно этого Гамлет
и не может сделать. На наших глазах герой
переживает сложную борьбу между чувством
обязанности и собственными убеждениями,
эта борьба приводит к печальному выводу:
весь мир - тюрьма, где нет места человеческим
добродетелям, где каждый человек обречен
на одинокость.
Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю
борьбу, которую ведет с собой герой. Он
постоянно упрекает себе в бездеятельности,
старается понять, способный ли он вообще
на любое действие. Он даже думает о самоубийстве,
но и здесь раздумья о том, или не ждут
на него такие же проблемы в потустороннем
мире, останавливают его («Быть или не
быть?»). Обязанность приказывает ему «быть»
и действовать. Шекспир показывает последовательное
развитие характера Гамлета. В финале
трагедии убийце король наказан, но произошло
это вследствие стечения обстоятельств,
а не из воли героя. Гамлет не случайно
притворяется сумасшедшим: понять то,
что понял Гам-Лет, и не сойти с ума может
лишь очень сильный человек.
Сила этого образа не
в том, какие действия он делает, а в том,
что он ощущает и принуждает переживать
читателей. Чему человек не может достичь
счастья и гармонии, в чем смысл человеческой
жизни, можно ли побороть зло - вот лишь
основные философские проблемы, которое
поднимает Шекспир в своей трагедии. Он
не дает на них окончательного ответа,
наверно, это и невозможно. Но его вера
в человека, в ее возможности создавать
добро, противостоять злу - путь к ответу
на них. Человеком он был весь, во всем.
На него похожих уже я не увижу, - эти слова
Гамлета о своем отце короля можно было
бы взять эпиграфом и к разговору о Гамлете,
принце Датского.
Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя
трагедия охватывает несколько месяцев,
но это был период настоящего преобразования
героя из мальчика, который некогда не
сталкивался с будничной чернотой жизни,
на мыслителя, философа, готового к действиям
юноши. Несколько штрихов Шекспир подает
для изображения того, которым Гамлет
был до того, как возникли в его жизни сложные
вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником
королевского трона. Имел ничем не омраченная
жизнь, учился в наилучшему университете,
который был символом свободной мысли,
«синонимом духовной реформации ХVI столетие».
Гамлет не только был знаком с научной
мысленным взором в свое время, он хорошо
знал литературу, искусство, сам писал
стихи, знал правила сценического действа.
Как настоящий человек в свое время, Гамлет
владеет и мечом. Гамлет - настоящий гуманист,
он хорошо понимал недостатки в свое время
и мог бы быть мудрым правителем.
Как сын своего отца, Гамлет должны отомстить
за честь семьи, убить Клавдия, который
не только отравил брата-короля, а и виновный
в грехе. Братоубийцу плодит вокруг себя
именно зло. Беда Гамлета в потому, что
он не хочет быть продолжателем зла - ведь,
чтобы искоренить зло, Гамлету придется
применить то самое зло. Ему тяжело ступить
на такой путь. Героя раздирает раздвоенность:
дух отца призывает к мести, внутренний
же голос останавливает «действие зла».
Гамлет старается вывести зло, как это
говорят, «на чистую воду». Для этого и
устраивает он спектакль: «Пьеса - это
петля, Она совесть уловит короля». Гамлет
надеялся, что король и сам теперь сознается
в совершенном преступлении. Он и сознается,
но сам - на - сам, только в монологе с собой.
Гамлет теряет благоприятный момент и
дает возможность выиграть королю, который
плетет против него новые сети зла. Гамлет
умеет быть решительным - убивает же он
Полония, думая, что это король; отправляет
хладнокровно насмерть Гильденстерна
и Розенкранца, с горькой иронией отмечая,
что «Жизнь для человека - это промолвит:
«Раз». Чему же Гамлет так долго не отваживается
отомстить Клавдию, подвергнуть наказанию
его?
Не только об отплате за личную несправедливость
или только месть за вбитого отца думает
Гамлет - душу его растравляют раздумья
о необходимости битвы с мировым злом:
* Свихнулось время. О доля зла моя! Пусть
буду я жестоким - и не зверем, Пусть ранит
острое слово - не кинжал,- так думает иногда
Гамлет.
Он - человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек - венцов всего живого, украшение природы; с другого - убеждается, что человек недалеко пошел от животных, она обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готовый к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не имели бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек - это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасные для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенной - «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос по вопросам: «Быть или не быть?».
Я согласен с этой критикой,
потому что, Гамлет видит "неправду
угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой
любви, проволочки в судах, Удары, которые
принимает терпеливое достоинство от
недостойных". Жизнь кажется ему тяжелой
ношей. Он сознает неустроенность мира,
но не знает путей к исправлению зла. Исторически
и не могло быть иначе. Гамлет - как бы синтетический
портрет гуманистов эпохи Шекспира. Гамлет
– это воплощение эпохи возрождения, он
рассуждает как умный, храбрый, гордый
человек. Все его поступки тщательно обдуманы.
Он благородный
и одинокий борец против зла и несправедливости
. Именно это мне нравится в образе Гамлета.