Нравственные (этические) проблемы, затронутые в фильме В. Бортко "Собачье сердце"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:51, доклад

Краткое описание

«Разруха не в клозетах, а в головах», - эта фраза уже стала крылатым выражением и неспроста – ведь как точно подмечено! Гениальная повесть гениального Михаила Афанасьевича Булгакова в постановке гениального режиссера Владимира Бортко и сыгранная не менее гениальными актерами (Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Роман Карцев и другие) – это гениальность в большой степени! Этот фильм можно пересматривать бесконечное количество раз – и никогда он не надоест и не покажется банальным.

Файлы: 1 файл

Собачье сердце.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:

«Нравственные (этические) проблемы, затронутые в фильме В. Бортко «Собачье сердце»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра биоэтики

Выполнила:

Студентка 2 курса  группы 203А

Никонова Я.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 год

«Разруха не в клозетах, а в головах», - эта фраза уже стала крылатым выражением и неспроста – ведь как точно подмечено! Гениальная повесть гениального Михаила Афанасьевича Булгакова в постановке гениального режиссера Владимира Бортко и сыгранная не менее гениальными актерами (Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Роман Карцев и другие) – это гениальность в большой степени! Этот фильм можно пересматривать бесконечное количество раз – и никогда он не надоест и не покажется банальным. А уж об искрометном булгаковском юморе и говорить не приходится – практически в каждой фразе героев фильма такая ирония и остроумие, что не перестаешь удивляться таланту великого классика, который даже далеко не в радужные моменты истории России мог так по-озорному видеть жизнь, так точно подмечать отдельные ее моменты.

Фильм снят на чёрно-белую  плёнку, поэтому создаёт дополнительную атмосферу драматизма.

Действие происходит в 20-х годах прошлого столетия. Революция  принесла с собой новые порядки, новые законы, новые представления о морали и определения «что такое хорошо и что такое плохо».

На дворе стоят тяжёлые  послереволюционные годы. Кругом разруха  и голод. По улицам маршируют революционно настроенные элементы непонятного происхождения, выкрикивающие революционные лозунги и пропагандирующие такие же революционные идеи. Посреди всего этого революционного бардака в своей квартире живёт и работает знаменитый хирург, профессор Преображенский, экспериментирующий в области продления здоровья и долголетия, благодаря чему нуждающееся в его сказочных операциях высокое революционное начальство смотрит сквозь пальцы на его совсем не трудовое происхождение и критические выпады в адрес новой власти.

Никто не знает, что творится за дверями его операционной. А там готовится эпохальное открытие, способное перевернуть представления научного мира о роли гипофиза в формировании организма. Профессор ждёт лишь подходящего случая. И вот он представился - в морг поступает труп человека, убитого ножом в сердце. Преображенский немедля приступает к операции, и пересаживает извлечённый из его мозга гипофиз в голову уличной собаки. Бродячий пёс Шарик стал подопытным животным, получил доступ в великолепную квартиру профессора и отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин —алкоголик, дебошир и хулиган. Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, сформировалась речь. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Преображенскому же очень скоро пришлось пожалеть о содеянном. Хотя с Шариком и происходило очеловечивание, от Клима Чугункина ему передались все черты характера и пагубные привычки, от собаки же остались только отдельные повадки. Но это не помешало ему прекрасно адаптироваться в социалистической действительности и даже стать начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных. Шариков (Владимир Толоконников) превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в настоящий ад. Подстрекаемый председателем домкома Швондером (Роман Карцев), он пишет доносы на своего «создателя», требует выделить ему жилплощадь и даже угрожает револьвером. Профессор Преображенский вместе с доктором Борменталем (Борис Плотников) пытается воспитать его. Однако все усилия оказываются напрасными. Профессору ничего не остаётся, как признать эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние.

Нравственные проблемы, которые затрагивает Булгаков в своих произведениях, будут жить вечно. Фильм по повести Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, но вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.

Бортко показывает как Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский — настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция — не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?».

Однако трагедия профессора Преображенского в том, что эксперимент свершился благодаря антирелигиозной компании и недоверию новой власти к религии, действующий ранее в Царской России, Священный Синод не допустил бы подобных действий. Именно поэтому и еще учитывая некоторые обстоятельства, Преображенский один из неоднозначных персонажей. С одной стороны он располагает к себе, своей образованностью и умом, но уж слишком он убежден в своей исключительности и неполноценностью окружающих его людей, с их стремлением к самообразованию. Извечный спор между академизмом, приверженностью к правилам и неокрепшим умом, стремящимся к знаниям.

С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.

«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».

Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи. В том числе и бездомный  пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».

Для создания объективной  картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность.

А как много говорит  фраза: «Я теперь председатель, и сколько  ни накраду — все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».

Владимир Бортко поднимает в фильме очень серьезные вопросы — он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.

И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что этот новый человек еще  совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.

Новый человек, который  представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.

Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.

Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент — это отражение реального, огромного социального эксперимента — революции. Персонаж Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.

Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «шариковы», эти бессердечные и злобные создания. Профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент — революция — не имеет обратного хода. И именно поэтому фильм как и повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Фильм обозначает проблему, предоставляя возможность аудитории думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

Фильм «Собачье сердце», ценен не только как образец хорошего кино и пример удачной экранизации литературного произведения. Многих зрителей, он познакомил не только с этой ранней сатирической прозой Булгакова, но и с его творчеством вообще. Ведь книга была издана только в 1987 г. и ранее распространялась в СССР только посредством самиздата.

Гений Булгакова переносит  нас в 1924 г. он отнюдь не случаен, разоблачая все «прелести» советской жизни, повседневности и быта, автор, а вслед за ним и режиссер, тем самым спасая себя от нападок. Происходи, эти же события, например в 1918 или 1919 гг. неизбежно послышались укоры, дескать, Гражданская война еще не закончена, а «Собачье сердце» позволяет себе, корить молодое государство неустроенным бытом и заколоченным подъездом. Однако, необходимые послабления в области общественной культуры и морали в период больших потрясений, стали для советского государства необходимой составляющей. Как и потребность в бесконечных песнях, лозунгах, комитетах, собраниях и военизировано укладе жизни.

В заключении хочется  сказать, что фильм мне очень понравился. Он снят без единого спецэффекта, но тем не менее - затрагивает душу и к тому же, до сих пор актуален!

Хочется верить, что тот, кто никогда не брал в руки произведение «Собачье сердце» после просмотра фильма, непременно сделает это, мало того, прочтет и будет несказанно счастлив, перечитывая и находя каждый раз что-то новое.




Информация о работе Нравственные (этические) проблемы, затронутые в фильме В. Бортко "Собачье сердце"