Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:32, реферат
Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н.Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", т.е. «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой».
План работы
1. Вступление. Мотивация выбора темы (стр.3)
2. Основная часть. Раскрытие темы (стр.4)
а) Знакомство с князем Андреем Болконским на светском вечере у Анны Павловны Шерер (стр. 4)
б) Мечты о славе (стр. 4)
в) Сложность жизненных исканий Андрея (стр.5)
г) Полезная деятельность Болконского (стр.5)
д) Путь Андрея Болконского- путь к народу (стр.6)
3. Заключение. Выводы (стр.7)
4. Список используемой литературы (стр.8)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Шалкинская
средняя общеобразовательная
Муниципального
образования «Павловский район»
Ульяновской области
Реферат
Тема: Образ Князя Андрея Болконского
(по
роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»)
Подготовил
ученик 10 класса
Зеленов Денис
Руководитель
Село Шалкино 2012 год
План работы
1. Вступление. Мотивация выбора темы (стр.3)
2. Основная часть. Раскрытие темы (стр.4)
а) Знакомство с князем Андреем Болконским на светском вечере у Анны Павловны Шерер (стр. 4)
б) Мечты о славе (стр. 4)
в) Сложность жизненных исканий Андрея (стр.5)
г) Полезная деятельность Болконского (стр.5)
д) Путь Андрея Болконского- путь к народу (стр.6)
3. Заключение. Выводы (стр.7)
4. Список используемой
литературы (стр.8)
Вступление
Изучение
человеческого сознания,
Я решил взять тему исследования этого поиска, потому что считаю это наиболее близким и интересным для себя.
Каждый
мыслящий человек рано или поздно
задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что
есть смерть? Что есть я в их бесконечном
круговороте?”. Мне интересно, как
ищут ответы на эти извечные вопросы
умнейшие люди своего времени – Андрей
Болконский и Пьер Безухов.
Лев Николаевич Толстой создавал роман «Война и мир» с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабристского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе. Но для того, чтобы достоверно воссоздать события 1825 года, Толстому пришлось вернуться, к истории Отечественной войны (как написал в своем дневнике один из декабристов: «...все мы вышли из войны 1812 года...»). Первые главы романа первоначально назывались «1805-й» и рассказывали от истоках войны и о людях, участвовавших в ней. Так появились главные герои произведения, в том числе один из любимых автором — Андрей Болконский,
Важно заметить, что для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни.
Постараемся проследить судьбу Андрея Болконского и пути его нравственных исканий в романе.
Итак, впервые мы встречаем князя Андрея, человека с «усталым, скучающим взглядом», в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя: «красавица Элен» Курагина и ее брат Анатоль, «главный кутила» Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие — чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия «никому не известной... и не нужной тетушки», гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона «преподносит» своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара, «как ростбиф на горячем блюде».
Князь Андрей безразличен к этому обществу, он угнетал от него, «попав в заколдованный круг», из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит («...Никогда не женись... — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...»), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести «свой Тулон». Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский, в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — «неважно, что будет потом...».
Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, «волоча его по земле», бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — «как будто палкой по голове». Открыв глаза, Андрей видит «высокое, бесконечное небо», кроме которого «ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...», и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей. /
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с «маленькой княжной» с «беличьим выражением» лица, а с женщиной, с которой надеется, наконец, создать единую семью, но не успевает — жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: «...что же вы сделали со мною?» — всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.
После
смерти княгини Лизы Болконский живет
в своем имении в Богучарово, занимаясь
устройством хозяйства и
Поехав в Отрадное к графу Ростову по делам, Болконский проезжал по зеленеющему лесу, увидел дуб, который, растопырив сучья, казалось, говорил: «Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...»
Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела «взлететь» к небу.
Возвращаясь обратно и поехав лесом, князь Андрей искал дуб и не находил. Дуб расцвел, покрылся зеленью, и, казалось, любовался собой. И в этот момент Андрей решил, что в 31 год жизнь не только не закончена, а, наоборот, лишь начинается. И желание сделать так, чтобы и девочка, которая хотела улететь в небо, и Пьер, и все-все узнали о нем и «чтобы не жили они так независимо от его жизни, чтобы на всех она отражалась...», охватило его. Вернувшись в Петербург, Андрей поступил на чиновничью службу и занялся созданием законопроектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.
Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, «своим врагам», за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский, наконец, нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, то любовь, которую проповедовал бог на земле... и которую я не понимал».
Итак,
постигнув законы высшей, христианской
любви, Андрей Болконский умирает. Князь
покидает этот мир в полной гармонии с
людьми и самим собой. Л. Н. Толстой
намеренно проводит своего героя через
множество испытаний, которые подняли
его на вершину духа, покачивая тем самым,
что именно такой путь — самый верный,
именно он идет к совершенству душевного
мира. Путь князя Андрея — это путь чести,
освобождения от гордыни, эгоизма, стремления
к славе, путь к чистоте мыслей, чувств,
желаний, к чистоте души, путь к народу,
путь к бескорыстному служению родине.
Предметом исследований Л.Н. Толстого был человек, его душа. Для него человек – часть Вселенной. Ему интересен путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самого себя.
Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, – проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его герой – Андрей Болконский – герой ищущий, мучающийся, страдающий.
Проследив жизненный путь князя Андрея, мы можем понять, какое мировоззрение наиболее близко автору, и, следовательно, каков образ идеального человека с точки зрения Толстого.
Пройти вместе
с героями “Войны и мира” их
жизненный путь, видеть, как они
ошибаются, ищут, страдают, попадают в
тупик и выходят из него, анализировать
выбранную ими дорогу на жизненном
перекрестке – вот что, по моему
мнению, наиболее привлекательно и
интересно в бессмертном романе
Л.Н. Толстого.
· Л.Н. Толстой. “Война и мир”. М.: Просвещение,1987 г.
· Лебединская
Л.Е. “Живые герои”. М.: Просвещение,1991
г.
· Ю. В. Лебедев. “Русская литература XIXвека, II часть”.
М.: Просвещение,2002
г.