Путь князя Андрея к славе и своему Тулону

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Перед автором первым делом стояла задача узнать, почему автор называет одного из главных героев именно Андрей, и именно Болконский. Для меня оказалось, что это не просто так, а в именах скрывается большая часть человека. Если хорошо проследить по роману, то можно заметить, что значение имени и фамилии в полной мере соответствует нашему герою. После того как я посетил читальный зал нашего колледжа, я узнал достаточно что бы понять насколько отец и сын связаны друг с другом. Лев Николаевич в своем романе показал насколько отличается воспитание в семье Болконских и Ростовых. От этого воспитания у героев складывается свое мировоззрение. Каждый переживает душевные волнения. Поэтому основной целью являлось проследить жизнь князя и понять его изнутри.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Секреты имени и фамилии князя………………………………………………….3
Князь Николай Андреевич Болконский…………………………………………...4
Действия в романе…………………………………………………………………..5
Вывод………………………………………………………………………………...7
Список литературы………………………………………………………………….9
Приложение…………………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

ГБОУ СПО.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

ГБОУ СПО  «Михайловский профессионально-педогогический колледж»

Путь князя  Андрея к славе и своему Тулону

реферат

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент  группы 11Г Косенков Владислав

                                                          Работу проверила: преподаватель русского языка и литературы В.В. Сухова




 

 

Михайловка 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание…………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………….3

Секреты имени  и фамилии князя………………………………………………….3

Князь Николай  Андреевич Болконский…………………………………………...4

Действия в  романе…………………………………………………………………..5

Вывод………………………………………………………………………………...7

Список литературы………………………………………………………………….9

Приложение…………………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моего  реферата стала  «Путь князя Андрея к славе и своему Тулону». Поэтому передо мной первым делом стояла задача узнать, почему автор называет одного из главных героев именно Андрей, и именно Болконский. Для меня оказалось, что это не просто так, а в именах скрывается большая часть человека. Если хорошо проследить по роману, то можно заметить, что значение имени и фамилии в полной мере  соответствует нашему герою. После того как я посетил читальный зал нашего колледжа, я узнал достаточно что бы понять насколько отец и сын связаны друг с другом. Лев Николаевич в своем романе показал насколько отличается воспитание в семье Болконских и Ростовых. От этого воспитания у героев складывается свое мировоззрение. Каждый переживает душевные волнения. Поэтому основной целью являлось проследить жизнь князя и понять его изнутри.

Секреты имени и фамилии князя

Имя Андрей, известное  во многих языках, происходит от греческого слова «мужественный, храбрый».

Маленькие Андрюши хитры  и мечтательны. Непослушны. Мать слушаются  по настроению, с отцом  пытаются спорить. Если есть брат, дружат с ним и любят его, к младшей сестре  относится ревниво и не уступает ей ни в чем. На службе Андрея всегда ценит начальник. Никто не знает, что может прийти Андрею в следующую минуту. Импульсивный и непредсказуемый, он может вызвать у жены настоящий восторг редким и дорогим подарком, а потом вдруг заупрямится и доведет ее до бешенства тем, что наотрез откажется купить копеечную вещь, которая давно нужна в хозяйстве. В жены Андрей выбирает красивую, эмоциональную, внешне эффектную женщину, почти не интересуясь ее характером и внутренним миром. Уговоры родственников и предупреждения друзей не торопиться с браком отвергаются. У Андреев высокая самооценка, они эгоистичны и артистичны,  требуют повышенного внимания к себе.

В романе-эпопее Л.Н. Толстой дает князю фамилию Болконский, которая происходит от его предков по материнской линии (см. приложение).

                                                                                                                                      

Князь Николай Сергеевич  Волконский  — генерал от инфантерии, дед Льва                       Николаевича Толстого. В романе «Война и мир» был выведен на сцену в лице сурового ригориста — старого князя Болконского. Из древнего княжеского рода Волконских. Владел имением «Ясная Поляна», перешедшего в качестве приданного к дочери Марии, когда она вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого. Отец — князь Сергей Фёдорович Волконский (1715—1784). Мать — Мария Дмитриевна Чаадаева (ум. 1775). Жена — княжна Екатерина Трубецкая (1749—1799). Дочь — княжна Мария Николаевна Волконская, в замужестве графиня Толстая — мать Льва Толстого, прототип княжны Марьи в «Войне и мире».

"Продолжать  службу при Павле с его мелочными  придирками было слишком тягостно  для гордого, независимого характера князя. Он принял решение изменить свою жизнь, удалиться от двора с его интригами и заняться воспитанием дочери - ей уже исполнилось девять лет. Последние двадцать два года жизни князь провел с дочерью в Ясной Поляне. Волконский не был забыт в своем уединении… Даже Александр I вовремя одного из своих путешествий, проехав мимо Ясной Поляны, вернулся, чтобы нанести визит старому князю".- Письменные свидетельства Льва Толстого о деде — Николае Сергеевиче Волконском

 

 Князь Николай Андреевич Болконский

     Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный, один из тех, кто строил мощную российскую государственность, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался. Болконские — старинный княжеский род, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством.

Высокое понятие  о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова.

 

 

Действия в  романе

Впервые с князем Андреем мы встречаемся в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.

Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь —  поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… Я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу… Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую”. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо, оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.

Болконский  глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в  сером сюртуке. Мысль, что этот человек  приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.

Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое  потрясение — смерть жены Лизы, к  которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной  жизнью, заботясь о сыне, занимаясь                                                                                                                                   улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.                                                                                                                                     

Перемены в  тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который  старается внушить другу веру в существование добра, правды и  счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.

Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для  него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.

Там он принимает  участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления  о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.

Разлука оказалась  слишком трудным испытанием для  Наташи. История с Анатолем Курагиным  разрушает возможное счастье  с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.

Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.

Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места  в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”.

Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

 

Вывод

 

                                                                                        Люди как реки

                                                                                                  Л. Н. Толстой

По моему  мнению, герои романа не делятся на: хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках. Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур.С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран, жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в общественной деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость, эгоизм и скептицизм — вот отличительные черты князя более того в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: «Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордыня мысли». Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, чтобы послужить людям и отечеству. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение останавливает. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее стремление служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием. Князь не мог найти себе места в среде корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его ответственность за дело проявляется на службе у Сперанского. Но постепенно Болконский приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета.

Жизненный путь Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то работать, то тоже без лишних слов. А он делает. Его патриотизм ярче всего виден в войне 1812 года: он настолько предан делам своего полка, так заботится о своих людях, что его называют «наш князь». Всякие же разговоры о любви к ближним Болконский считает ханжеством.

Ранение и последовавшие  после него предсмертные размышления  переворачивают сознание героя. Для  него проясняется то, что он постоянно  в себе носил, но не выпускал наружу: понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками. Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть более того очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л. Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

Информация о работе Путь князя Андрея к славе и своему Тулону