Образ идеального князя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:02, сочинение

Краткое описание

Я выбрала данную тему, потому что мне показались интересными представления об идеальном образе, которому должен соответствовать не только князь, но и каждый человек. Кроме того, этот «идеал» характерен для любого времени.
Итак, данное поучение предста

Файлы: 1 файл

история мономах.docx

— 133.93 Кб (Скачать)

 

 

Образ идеального княза

(на основе  поучений Владимира Мономаха)

 

Я выбрала данную тему, потому что мне показались интересными представления об идеальном образе, которому должен соответствовать не только князь, но и каждый человек. Кроме того, этот «идеал» характерен для любого времени.

Итак, данное поучение представлено, прежде всего, в виде мыслей Владимира Мономаха. Он перечисляет достоинства, которые должны быть в будущем князе, советы, которым должен следовать каждый хороший правитель.

Самое первое, о чем стоит помнить, по его мнению, это иметь «страх божий  в сердце своем», ведь каждый правитель  должен быть верующим человеком, отличать зло от добра и иметь совесть не только перед своим народом, но и перед Господом Богом. Он говорит: «Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». Отсюда следует, что для князя очень важным было одобрение со стороны бога. Он рассматривал свои действия не только с позиции правителя, но и с позиции верующего человека. Нужно быть благодарным богу, поскольку «блага сотворил он ради человека грешного», нужно раскаиваться в своих грехах и просить прощение, и тогда всем воздастся по заслугам.

Читая поучение, мы видим переплетение устоев жизни самого князя с библейскими  заповедями. Одной из заповедей считается «не убивай», князь же и говорит «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», ведь никто не в праве отнимать жизнь другого человека, всех нас сотворил бог и лишь ему суждено решать кто достоин жить, а чье время уже прошло. Другая заповедь звучит так «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», об этом говорит и сам Мономах. Кроме того князь отрицает такие языческие жесты как погребение человека со всеми дорогими ему вещами он говорит «в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех».

Владимир  Мономах призывает не лениться, почти в каждой своей мысли он упоминает страшный грех и порок любого времени – лень. Во-первых, на войне нужно полагаться лишь на себя, а значит лени места нет, нужно проверять каждую детать и «ни питью, ни еде не предаваться, ни спанью». Во-вторых, дом нужно держать в чистоте, и стол должен быть полон всегда так, будто ждешь гостей. В-третьих, князь приводит в пример своего отца, который сидя дома, знал пять языков. Нужно постоянно совершенствоваться и развиваться, для почтения со стороны других нельзя сидеть на одном месте. Нужно действовать, учиться и, конечно же, «иметь страх божий превыше всего».

Кроме того, хороший князь должен любить как земли свои, так и народ свой, а посему нельзя «давать отрокам причинять вред ни своим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Нужно быть милистовым господином, ведь без одобрения народа сложно чего-либо добиться, а при поступках светлых (накормить нищего, чтить гостя) молва разнесется по всему миру о деяниях добрых, и тогда народ сам потянется к своему господину. Мне кажется, понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Таким образом, Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской.

Во  второй части, в рассказе Мономаха о  своей жизни, князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет. Отец же его, послал к Ростову сквозь землю вятичей, то и был его первый поход. В дальнейшем он рассказывает про другие, которых он насчитывает восемьдесят три великих похода. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками коней диких», охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая  повествование, князь надеится, что дети его не будут осуждать, ведь не себя он хвалит, а Бога благодарит, за то, что тот «столько лет хранил его от тех смертных опасностей и не ленивым его создал, на всякие дела человеческие годным». Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрет, когда будет на то Божье соизволение.

На мой  взгляд, основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что в войне с ним погиб сын его, Владимир Мономах говорит брату, что «не хочет зла, но добра хочет братии и Русской земле», и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

В заключении хочется сказать, что Владимир Всеволодович начинал свое поучение с обращения к детям, а завершает фразой о страшном суде, что «без обвинителей сам себя обличит». Я считаю, данное поучение является и наследием для поколений, и отчетом князя о своей земной жизни.


Информация о работе Образ идеального князя