Путь исканий Андрея Болконского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:39, сочинение

Краткое описание

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

Файлы: 1 файл

Путь исканий Андрея Болконского.docx

— 16.78 Кб (Скачать)

Путь  исканий Андрея Болконского

Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл  жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры  в великосветских салонах. Их легко  узнать среди надменных, самодовольных  лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких  образов "Войны и мира" —  Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными  и сухими чертами" портит выражение  скуки и недовольства. Но оно, как  пишет Толстой, вызвано тем, что "все  бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что  и смотреть на них и слушать  их ему было очень скучно". Развернутый  авторский комментарий говорит  о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной  волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге  и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны  стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами  и земными буднями. Хорошенькая  жена Лиза, когда-то казавшаяся ему  совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным  отношением. Да и кипучая жизнь  штаба главнокомандующего, который  представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой  от идеала. Андрей свято верит в  то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать  лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный  поступок кажется Андрею слишком  мелким и ничтожным по сравнению  с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный  им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая  высокая истина вместе с высоким  бесконечным небом, раскинувшим  над ним голубой свод. На его  фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В  его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так  старательно отгораживался —  простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского  с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой  более добрым и мягким, на него обрушился  новый удар — смерть жены, перед  которой он так и не смог загладить  свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни  своих крепостных: триста человек  он сделал вольными хлебопашцами, остальным  заменил барщину оброком. Эти  гуманные меры, свидетельствующие о  передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и  стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший  войну после тяжелого ранения  под Аустерлицем, идет в действующую  армию, отказавшись от безопасной и  перспективной службы в штабе  главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех  армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в  каждом солдате. Значит, он считает, что  настроение солдат, общий боевой дух  войск являются решающим фактором для  исхода сражения.

Но все-таки полного  единения князя Андрея с простым  народом не произошло. Недаром Толстой  вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого  отношения к солдатам, барахтающимся  в пруду, он так и не смог осуществить  свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что  в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой  земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными  страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется  перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное  и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Информация о работе Путь исканий Андрея Болконского