Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Согласно пункту 1 указа президента республики Беларусь «О государственных закупках в Республике Беларусь» № 618, государственная закупка - закупка товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика процедуры государственных закупок в Республике Беларусь. 3
1.1. Основные моменты законодательства Республики Беларусь в сфере госзакупок. 3
1.2. Способы проведения государственных закупок в Республике Беларусь. 5
Глава 2. Сравнительный анализ процедуры госзакупок на территории Республики Беларусь и процедуры международных закупок по правилам МБРР. 6
2.1. Сферы применения международных торгов и их виды 6
2.2. Обнародование заёмщиком информации касаемо закупки 10
2.3. Конкурсное обеспечение контракта и срок действия предложений 12
2.4 Компетентные органы с контрольными и арбитражными функциями 15
2.5 Условия привлечения местных производителей и ценовые соотношения в сравнении с местными оферентами 16
2.6 Лимиты сделок, подлежащие прямому контролю государственных органов 18
2.7 Перечень национальных и иностранных источников публикаций о торгах, как печатных, так и электронных 19
2.8 Требования к способам передачи информации 20
2.9 Требования к языку при оформлении документации 22
2.10 Квалификационный отбор участников 22
2.11 Открытость для иностранных участников 25
Глава 3. Проблемные моменты системы закупок на территории Республики Беларусь и шаги, предпринимаемые для их решения 27
Заключение 32
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

ГОСЗАКУПКИ.docx

— 149.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Глава 3. Проблемные моменты  системы закупок на территории Республики Беларусь и шаги, предпринимаемые для их решения

 

 

 

Говоря о государственных  закупках необходимо в первую очередь  рассматривать такие проблемные вопросы:

  • прозрачность бюджета и связь с планированием закупок;
  • охват системы государственных закупок и исключения;
  • потенциал и самостоятельность учреждений, занимающихся государственными закупками;
  • правила для государственных чиновников в отношении Конфликта интересов;

Государственные закупки  являются  макроэкономическим  инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения  и создавая благоприятные условия  для развития национальной экономики. В Беларуси, в условиях экономического спада, сокращения бюджетных доходов, требуется повышенное внимание к  проблемам  эффективности государственных  расходов, доля государственных закупок  в которых по данным 2010 года составила 32,6%20.

Рассматривая государственные  закупки как эффективный процесс  поставки товаров, работ и услуг  для выполнения государством своих  функций можно выделить ключевой и широко  распространенный принцип  открытой конкуренции,  означающий  отсутствие  дискриминации на рынках государственных закупок.  На практике принцип открытой  конкуренции тесно связан с принципом прозрачности.  Государственные закупки  – это  процесс выбора поставщика, процедуры закупки и подписания контракта,  что должно быть  доступным для контроля со стороны общественности, а, значит, эти процессы  должны быть прозрачными. Принцип прозрачности, или транспарентности естественным  образом обязывает заказчиков выполнять закупки для государственных нужд на деньги налогоплательщиков, соблюдая их  интересы. В Республике Беларусь осуществляются конкретные меры для улучшения прозрачности процедур государственных закупок.

Хотелось бы отметить законопроект, который должен быть принят до конца 2011 года, согласно которому ожидается  рост открытых процедур при госзакупках  в 2-2.5 раза.

До 1 января 2012 года законопроект о госзакупках товаров  должен вступить в силу. Кроме того, все нормативные правовые акты для  его развития также должны быть приняты  до конца текущего года. А это  примерно 50 нормативно-правовых актов, которые будут либо отменены, либо скорректированы. 
В Беларуси по итогам 2010 года осуществление госзакупок посредством открытых процедур составило 24 процента общего объема государственных закупок. С 1 января 2012 года, когда Беларусь начнет работать в рамках соглашения о государственных муниципальных закупках в ЕЭП, увеличится доля открытых процедур при госзакупках. Рост открытых процедур ожидается в 2-2,5 раза, как отмечают аналитики. Тем самым рейтинг конкурсной системы Беларуси значительно повысится и, наверное, достигнет того уровня, который определит систему как эффективную. По международным меркам эффективной является система открытых процедур, которая составляет 50 процентов общего количества проводимых закупок. Для сравнения: в России через открытые процедуры осуществляется 68,4 процента закупок. 
Соглашение о государственных (муниципальных) закупках в ЕЭП предусматривает для сторон равные условия доступа к процедурам государственных закупок трех стран. Они будут работать по единому порядку осуществления госзакупок, доступ субъектов хозяйствования сторон соглашения к процедурам госзакупок не ограничен. Беларусь, Россия, а затем и Казахстан, должны будут участвовать в процедурах госзакупок как на территории своих стран, так и стран-участниц на единых условиях, ограничений в принципе не должно быть, отметила представитель Минэкономики. Вместе с тем в определенных ситуациях допускается наличие изъятий из национального режима, то есть государство может ввести свои меры поддержки своему субъекту хозяйствования. Такие меры могут быть введены, если на это будет решение Комиссии Таможенного союза и сторон соглашения. 
Кроме того, соглашение предусматривает преференциальную поправку к третьей стране - не участнице Таможенного союза. То есть допускается возможность введения каких-то конкретных особенностей при осуществлении закупок, но это должно быть одобрено Комиссией Таможенного союза. 
По итогам 2010 года объем государственных закупок в Беларуси составил около 7 миллиардов долларов, включая частичное финансирование за счет собственных средств. В Беларуси объем госзакупок к ВВП составил 15 процентов. В Казахстане госзакупки составили около 9 миллиардов долларов, в России - 120 миллиардов долларов. 
Соглашение о государственных (муниципальных) закупках в ЕЭП, которое вступит в действие в Беларуси и России с 1 января 2012 года, направлено на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе.21

Также с 2012 года государственные  закупки в Республике Беларусь будут  проводится через Интернет, что улучшит прозрачность процедур и общественный контроль.

С 1 января 2012 года в Республике Беларусь будут осуществляться государственные  закупки посредством электронных  аукционов. Это соответствует нормам Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, принятым Беларусью, Казахстаном  и Россией по формированию Единого  экономического пространства еще в 2010 году. Предприятиям будет предоставлено  право на осуществление госзакупок товаров (работ и услуг) на электронных аукционах без применения других закупочных процедур - конкурсов, тендеров, как было ранее. 
Белорусские субъекты хозяйствования с этим нововведением получают возможность выхода на торги на электронных площадках стран Таможенного союза, а значит, могут наращивать объем экспорта собственной продукции. Однако на электронных аукционах, которые будут проводиться в Беларуси, смогут принимать участие и субъекты хозяйствования России, которые, к слову, являются основными потребителями белорусских товаров. С 1 июля 2012 года к системе закупок присоединяется Казахстан. 
В Беларуси одним из операторов по осуществлению госзакупок через электронные аукционы является Белорусская универсальная товарная биржа. Председатель правления биржи Аркадий Саликов утверждает, что основное преимущество подобных аукционов - возможность снижения цен до минимума. Это обеспечивается анонимностью участников и психологическим моментом проведения аукционных торгов: если производитель желает продать свою продукцию, ему придется идти на снижение цены, если это делает его конкурент. 
Следует также отметить, что на торги на электронной торговой площадке будет иметь влияние и курс белорусского рубля. К примеру, если сегодня подписывается контракт с определенным сроком, а за это время изменился курс белорусского рубля, то в итоге у поставщика могут появиться непредвиденные затраты. Везде где финансовая ситуация изменяется, есть риски. Поэтому следует стараться рассчитывать все, так как поставки придется осуществлять по той цене, которая была зафиксирована в контракте. 
 
По статистике больше всего услугами электронных аукционов пользуются предприятия системы Минздрава - почти 50 процентов. А самым обратимым товаром на бирже может и должна быть сельскохозяйственная продукция. Правда продавцы пока не очень активно участвуют в электронных торгах. Причина этого, а также главная проблема с проведением онлайн-аукционов в Беларуси, по словам главы товарной биржи, заключается в недостаточной подготовленности участников рынка и страх перед нововведениями. Для преодоления этой проблемы биржа будет проводить бесплатное обучение по работе на электронной торговой площадке в своем главном офисе в Минске, а также в областных филиалах и на предприятиях. На сегодня обучение уже прошли 5000 представителей субъектов хозяйствования.22

Все нововведения в Белорусском  законодательстве направлены на улучшения  эффективности процедур государственных  закупок. Хотелось бы так же отметить сближение информационного пространства России, Казахстана и Беларуси  в  рамках Таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственные закупки - это один из путей осуществления государственной политики и огромная, прибыльная сфера бизнеса.  В сфере государственных закупок заняты все уровни государственной власти, от местных органов самоуправления до региональных и национальных. 

Система государственных  закупок – это четко сформулированная система, которая регламентирована  в законодательстве каждой страны, она содержит определённые правила проведения государственных закупок, которые позволяют расходовать бюджетные средства эффективным способом.

  • Главными принципами осуществления государственных закупок на Украине являются:
  • добросовестная конкуренция среди участников;
  • максимальная экономия и эффективность;
  • открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;
  • недискриминация участников;
  • объективная и беспристрастная оценка предложений конкурсных торгов;
  • предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

В практике белорусских государственных закупок возможно проведение тендерных процедур несколькими способами: конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными), процедуры запроса ценовых предложений, процедуры оформления конкурентного, процедуры закупки из одного источника.

По результатам проведённого сравнительного анализа закупок по правилам и  процедурам МБРР и государственных  закупок можно сделать следующие  выводы:

  • Законодательство Республики Беларусь в большей мере построено на желании допустить к торгам наиболее квалифицированных и гибких участников, способных быстро реагировать на нестабильность ситуации как в стране, так и вне её пределов.
  • Так же как и в правилах МБРР в Республике Беларусь предоставляются преференции, для поставщиков, предлагающих товары, произведенные в стране реализации проекта. Данные преференции учитываются только на стадии оценки предложений и не превышают 10-15%.
  • Согласно законодательству Республики Беларусь закупки осуществляются в соответствии с годовым планом, который публикуется в Интернете не позднее марта текущего года. По правилам МБРР обязательное годовое размещение плана закупок не предусматривается.
  • Согласно правилам и процедурам МБРР тендерная документация составляется на английском, французском или испанском языке, а также по усмотрению заёмщика на национальном языке. По законодательству Республики Беларусь все документы, которые готовятся заказчиком должны быть на белорусском или русском языках. Дополнительно допускается составление документов и на других языках, используемых в международной торговле, исходя из реальных возможностей заказчика, организатора, уполномоченной организации.

Основными проблемами системы государственных закупок  Украины являются:

  • прозрачность бюджета и связь с планированием закупок;
  • охват системы государственных закупок и исключения;
  • потенциал и самостоятельность учреждений, занимающихся государственными закупками;
  • правила для государственных чиновников в отношении Конфликта интересов;
  • положения о Мошенничестве и Коррупции в законах о государственных закупках и в тендерной документации.

Цель данной курсовой работы достигнута, задачи, необходимые  для достижения цели выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

  1. Указ Президента Республики Беларусь №618 «о государственных  закупках в Республике Беларусь»  от 17.11.2008 (на русском языке). http://law.sb.by/761/
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 №1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (на русском языке)  http://icetrade.by/
  3. Постановление Республики Беларусь №8 «инструкция о порядке размещения информации о государственных закупках» от 15.01.2009 (на русском языке). http://www.pravoby.info/docum09/part02/akt02629.htm
  4. http://www.belta.by «новости Беларуси, белорусское телеграфное агентство»
  5. http://www.bsu.by «Белорусский Государственный Университет»
  6. http://icetrade.by/ «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
  7. Снабженец/новостная лента/ «Государственные закупки в Республике Беларусь станут более открыты» / 1snabport.org/index.php?option=com_content&view=article&id=373:gos-zakupki-110822&catid=81:novosti-lenta&Itemid=164
  8. РУКОВОДСТВО:ЗАКУПКИ по ЗАЙМАМ МБРР и КРЕДИТАМ МАР\The World Bank\1818 H Street, N.W.\Washington, D.C. 20433
  9. Специализированный журнал для экономистов/ юридическая консультация/ «Преференции для белорусских товаров при проведении государственных закупок  уходят в прошлое»/ peomag.by/number/2011/8/Preferentsii_dlya_belorusskih_tovarov_pri_provedenii_gosudarstvennyh_zakupok_uhodyat_v_proshloe/
  10. Новости Беларуси/ Экономика/ «В Беларуси расширены возможности  субъектов хозяйствования при осуществлении госзакупок» / http://www.belta.by/ru/all_news/economics/V-Belarusi-rasshireny-vozmozhnosti-subjektov-xozjajstvovanija-pri-osuschestvlenii-goszakupok_i_554116.html
  11. Белорусский государственный университет/ Образование/ Конференции/ Государственные закупки: экономическая сущность, роль и проблемы в национальной экономике/ www.bsu.by/Cache/pdf/150693.pdf
  12. Беларусь новости, финансы, афиша/ Экономика, финансы, бизнес/ «С 2012 года госзакупки в Беларуси будут проводиться через интернет»/www.blr.cc/lenta/51-goszakupki-cherez-internet-v-2012/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А. Указ Президента Республики Беларусь №618 «о государственных закупках в  Республике Беларусь»

 

В целях  обеспечения рационального, эффективного и прозрачного расходования государственных  средств, добросовестной конкуренции  среди поставщиков товаров (исполнителей работ и услуг), повышения ответственности  распорядителей бюджетных средств при осуществлении закупок товаров (работ, услуг): 
1. Установить, что закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд, являются государственными закупками и производятся в порядке, определенном настоящим Указом. 
2. Для целей настоящего Указа используются термины, имеющие следующие значения: 
заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие средства из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и (или) из государственных внебюджетных и инновационных фондов для государственных закупок и осуществляющие такие закупки, в том числе через обособленное подразделение юридического лица, включая филиал либо представительство, уполномоченное руководителем этого юридического лица на проведение процедур и осуществление государственных закупок от его имени; 
организатор — юридическое лицо, подчиненное (входящее в состав) государственному органу (иной государственной организации), которое уполномочено этим государственным органом (иной государственной организацией), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на организацию и проведение процедур централизованных закупок, кроме заключения договоров с выбранными им поставщиками (подрядчиками, исполнителями) от имени заказчиков, в случаях, предусмотренных в настоящем Указе; 
ориентировочная стоимость закупки — стоимость предстоящей закупки, рассчитанная исходя из потребности в предмете закупки, определенной в годовом плане государственных закупок, с учетом конъюнктуры товарного рынка и представляющая собой общую сумму платы за нее, включая налог на добавленную стоимость и другие возможные налоги, сборы и платежи; 
уполномоченная организация — юридическое лицо, подчиненное (входящее в состав) государственному органу (иной государственной организации), которое уполномочено этим государственным органом (иной государственной организацией), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, на централизованное осуществление от своего имени закупок для заказчиков в случаях, определенных в настоящем Указе; 
участник — организация или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, участвующие в процедуре закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). 
3. Государственные закупки, если иное не установлено в настоящем Указе, осуществляются с применением: 
конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными) — при ориентировочной стоимости закупки от 8000 базовых величин и более; 
процедуры запроса ценовых предложений — от 1000 до 8000 базовых величин; 
процедуры оформления конкурентного листа — от 50 до 1000 базовых величин; 
процедуры закупки из одного источника — от 50 базовых величин и более в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии