Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:07, доклад
Прежде всего стоит сказать, что Юнг не являлся прямым учеником Фрейда, в отличии от Адлера, например. Он пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. Вот как он описывает в своей книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне путь и помогли как в моих последующих исследованиях, так и в понимании каждого конкретного случая. Фрейд подошел к психиатрии именно как психолог, хотя сам был вовсе не психологом, а невропатологом».
Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности
Изучение личности c разных точек зрения даёт нам в итоге сложную и необычайно интересную картину, исследовать которую можно до бесконечности. Это сфера научного знания, которая никогда не будет исчерпана, ведь личность представляет собой океан неизученного. Поэтому работ, касающихся вопросов личности и разных взглядов на нее будет много.
Для сравнительного анализа я взяла таких авторов как Фрейд и Юнг. Мой интерес к этим авторам был вызван, прежде всего, их отношениями между собой, чем было вызвано расхождение во мнениях и как это повлияло на основные положения теорий.
Прежде всего стоит
сказать, что Юнг не являлся
прямым учеником Фрейда, в отличии
от Адлера, например. Он пришел
к нему как психиатр в поиске
психологических подходов к
Фрейд оценил его талант,
предложил проводить вместе определенные
исследования. Какое-то время их взгляды
на психоанализ как таковой
Что касается самих теорий личности, то здесь Юнгом была изменена сама первоначальная структура, созданная Фрейдом. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности :
Фрейд считал, что все три грани
внутреннего мира человека
Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:
1. Сублимация.
При этом сексуальная энергия, которая
находится внутри человека, воплощается
в общественной деятельности.
2. Вытеснение.
При этом личность нейтрализует проблему
путем потери мотивов к деятельности.
3. Регрессия.
Личность меняет свое поведение на более
простое и отстраненное.
4. Проекция. Сравнения
себя с другим человеком и анализ собственны
впечатлений: а если бы так поступил мой
друг, что бы я о нем думал?
5. Рационализм.
Заключается в желании человека увидеть
ситуацию максимально объективно и выбрать
наиболее логичный вариант решения.
6. Реактивное
образование. Перемена направления мыслей
и поведения человека.
7. Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.
Фрейд отождествлял бессознательное с психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, в то время как Юнг считал бессознательное его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Исходя из этого Юнг создал новую структуру личности на базе Фрейдовской.
Юнг рассматривал
структуру личности как состоящую из трех
компонентов:
1) сознание - ЭГО - Я;
2) иидивидуальное бессознательное - "ОНО";
3) "коллективное бессознательное",
состоящее из психических первообразов
или "архетипов". Коллективное бессознательное
- в отличие от индивидуального (личностного
бессознательного) - идентично у всех людей
и потому образует всеобщее основание
душевной жизни каждого человека, будучи
по природе своей сверхличным. Коллективное
бессознательное - наиболее глубинный
уровень психики.
Архетипы Юнга – символические образы, на основе которых формируется сознательная деятельность человека. Шесть основных архетипов: Персона(принятие самого себя), Эго(центр нашего сознания, который контролирует нас, наши цели и т.д), Тень(центр индивидуального бессознательного, который был вытеснен из сознания), Анима (настоящая женщина) и Анимус и Самость(организует и защищает целостность и упорядоченность личности).
На основании
всего изученного выше мы
ВЫВОД: В отличие от Фрейда Юнг не сводил всю человеческую деятельность к инстинктам, вместо этого он ввёл понятие архетипов. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. По его мнению, индивидуальное бессознательное призвано отражать личностный опыт конкретного человека. Оно состоит из переживаний, бывших ранее сознательными, но утратившими свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт. Аналитическая психология Юнга и психоанализ Фрейда это совершенно разные вещи. Психоаналитик пытается помочь человеку выделить его собственную душу. Аналитический психолог пытается помочь человеку выделить описание собственной души, карту для нахождения собственной самости.
Информация о работе Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности