Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:07, доклад

Краткое описание

Прежде всего стоит сказать, что Юнг не являлся прямым учеником Фрейда, в отличии от Адлера, например. Он пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. Вот как он описывает в своей книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне путь и помогли как в моих последующих исследованиях, так и в понимании каждого конкретного случая. Фрейд подошел к психиатрии именно как психолог, хотя сам был вовсе не психологом, а невропатологом».

Файлы: 1 файл

сравнительный анализ.docx

— 17.86 Кб (Скачать)

 

Юнг и Фрейд: сравнительный  анализ теорий личности

 

    Изучение личности  c разных точек зрения даёт нам в итоге сложную и необычайно интересную картину, исследовать которую можно до бесконечности. Это сфера научного знания, которая никогда не будет исчерпана, ведь личность представляет собой океан неизученного. Поэтому работ, касающихся вопросов личности и разных взглядов на нее будет много.

     Для сравнительного анализа я взяла таких авторов как Фрейд и Юнг. Мой интерес к этим авторам был вызван, прежде всего, их отношениями между собой, чем было вызвано расхождение во мнениях и как это повлияло на основные положения теорий.

 Прежде всего стоит  сказать, что Юнг не являлся  прямым учеником Фрейда, в отличии  от Адлера, например. Он пришел  к нему как психиатр в поиске  психологических подходов к лечению  нервно-психических заболеваний.  Вот как он описывает в своей  книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне  путь и помогли как в моих  последующих исследованиях, так  и в понимании каждого конкретного  случая. Фрейд подошел к психиатрии  именно как психолог, хотя сам  был вовсе не психологом, а  невропатологом».

Фрейд оценил его талант, предложил проводить вместе определенные исследования. Какое-то время их взгляды  на психоанализ как таковой совпадали, но постепенно во взглядах ученых накапливались  противоречия, и, в конце концов, Юнг пошел своим путем, отойдя от классической концепции психоанализа по Фрейду. Главное отличие теорий этих авторов в том, что Фрейд  видел причины вытеснения только в сексуальных травмах. Однако в  своей практике Юнг нередко наблюдал неврозы, в которых вопросы секса  играли далеко не главную роль, а  на передний план выдвигались совсем другие факторы: трудности социальной адаптации, угнетенность из-за трагических  обстоятельств, понятия престижа и  т. д. Впоследствии Юнг не раз приводил Фрейду в пример подобные случаи, но он предпочитал не замечать никаких  иных причин, кроме сексуальных. Юнг  же был в корне не согласен с  этим».

Что  касается самих теорий личности, то здесь Юнгом была изменена сама первоначальная структура, созданная  Фрейдом. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности :

    • «Оно» или «Ид»-принцип удовольствия, наши инстинкты ( «Я хочу»)
    • «Я», или «Эго» - отвечает за разрешение внутреннего конфликта( «Я боюсь»)
    • «Сверх-Я» или «Супер-Эго».- принцип соблюдения ценностей( «Надо»)

       Фрейд считал, что все три грани  внутреннего мира человека постоянно  взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую  среду, «Эго» анализирует ситуацию  и выбирает оптимальный план  действия, «Супер-Эго» корректирует  это решения с точки зрения  моральных убеждений личности.

       Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:

 

 

 1.    Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности. 
2.    Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности.

3.    Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.  
4.    Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал?

5.    Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения. 
6.    Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.  

7.    Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.

         Фрейд отождествлял   бессознательное с психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, в то время как Юнг считал бессознательное его творческим, разумным принципом,  связывающим человека со всем человечеством, с природой  и космосом.  Исходя из этого Юнг создал новую структуру личности на базе Фрейдовской.

      Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из  трех компонентов:  
1) сознание - ЭГО - Я;   
2) иидивидуальное бессознательное - "ОНО";  
3) "коллективное бессознательное", состоящее  из  психических первообразов или "архетипов". Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) - идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека,  будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - наиболее глубинный уровень психики.

        Архетипы Юнга – символические образы, на основе которых формируется сознательная деятельность человека. Шесть основных архетипов: Персона(принятие самого себя), Эго(центр нашего сознания, который контролирует нас, наши цели  и т.д), Тень(центр индивидуального бессознательного, который был вытеснен из сознания), Анима (настоящая женщина) и Анимус и Самость(организует и защищает целостность и упорядоченность личности).

       На основании  всего изученного выше мы можем  со всей ответственностью заявить,  что Юнг стал чуть ли не  создателем абсолютно новой концепции  психоанализа, шагнув, быть может,  даже так же далеко, как и  Фрейд.

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

ВЫВОД: В отличие от Фрейда Юнг не сводил всю человеческую деятельность к инстинктам, вместо этого он ввёл понятие архетипов. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. По его мнению, индивидуальное бессознательное призвано отражать личностный опыт конкретного человека. Оно состоит из переживаний, бывших ранее сознательными, но утратившими свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт. Аналитическая психология Юнга и психоанализ Фрейда это совершенно разные вещи. Психоаналитик пытается помочь человеку выделить его собственную душу. Аналитический психолог пытается помочь человеку выделить описание собственной души, карту для нахождения собственной самости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности