Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:21, курсовая работа
Основной целью данного исследования было определение уникальных, противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить механизм функционирования совершенной конкуренции и чистой монополии;
- раскрыть характер и особенности совершенной конкуренции и чистой монополии;
- выявить сходства и различия между совершенной конкуренции и чистой монополии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1.1 Типы рынков и их классификация
1.2 Базовые характеристики основных типов рыночных структур
2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции
3. Равновесие предприятия в условиях монополии
4. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции
4.1 Основные различия структуры и механизма функционирования
4.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
экономики и управления
на предприятии
Курсовая
работа по предмету «Микроэкономика»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Автор работы
Студентка
1 курса, 3 группы
Руководитель
Ст. преподаватель
Гродно 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В
странах с развитой рыночной экономикой
преимущественно существуют рынки
монополистической конкуренции (производство
одежды, обуви, сфера услуг, торговля
и т.д.), а также олигополии (автомобильная
промышленность, металлургия). Совершенная
конкуренция и чистая монополия
встречаются довольно редко и
скорее являются абстракциями, моделями,
на примере которых можно провести
анализ поведения фирмы, формирования
ее ценовой стратегии и
Предметом исследования в данной работе выступает сравнительный анализ рынка совершенной конкуренции и монополии. Объектом – специфические особенности рынка монополии и совершенной конкуренции.
Основной целью данного исследования было определение уникальных, противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
-
изучить механизм
-
раскрыть характер и
- выявить сходства и различия между совершенной конкуренции и чистой монополии.
Структура
работы соответствует цели и задачам
исследования. В первой части работы
раскрываются общие понятия основных
типов рыночных структур и приведены
их характеристики. Во второй части детально
проанализированы совершенная конкуренция,
дана характеристика рынка совершенной
конкуренции как экономического феномена.
В третьей части курсового проекта анализируется
сущность рынка монополии. В четвертом
разделе данной работы проводится сравнительный
анализ рынков монополии и совершенной
конкуренции. В заключении подводятся
итоги о проделанной работе.
1 РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
1.1 Понятие рыночной структуры
1.2
Характеристика основных
типов рыночных
структур
2. РАВНОВЕСИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Под
равновесием предприятия
В модели совершенной конкуренции цена и средний доход совпадает с предельным доходом. Хотя все продукты продаются по одной и той же цене, но не все производят при одних и тех же издержках.
Предприятие достигает максимума прибыли при совпадении предельных издержек с предельным доходом, т.е. MR = МС.
Это
совпадение показывает оптимальные
размеры производства на предприятии,
которые называются экономическим
оптимумом. Различие между экономическим
и техническим оптимумом
Более низкие размеры производства означали бы недоиспользование всех возможностей увеличения прибыли, ибо если МС < MR, предельные издержки, несмотря на то, что они постоянно растут, ниже предельного дохода. Прибыль на единицу продукции (удельная прибыль) есть превышение цены Р над средними общими издержками АТС: П = Р - АТС.
Общая прибыль есть произведение удельной прибыли и количества произведенной продукции Q, т.е. П = (Р-АТС) x Q, откуда П = TR-TC.
Общая прибыль предприятия - это положительная разница между валовой выручкой (валовым доходом) и валовыми издержками. Она называется экономической прибылью (избыточная прибыль). Эта прибыль проистекает из благоприятного формирования цены (среднего дохода) по отношению к средним издержкам производства.
Общая прибыль максимизируется при таком объеме производства, когда валовая выручка превышает валовые издержки на максимальную величину.
Существование избыточной прибыли в условиях совершенной конкуренции означает, что предприятия находятся в выгодной экономической ситуации. Их отраслевое предложение не покрывает отраслевой спрос и цена их продуктов формируется с выгодой для них, обеспечивая экономическую прибыль. Такая ситуация означает, что отрасль, охватывающая все предприятия, производящие однородную продукцию, не находится в равновесии.
Существование избыточной (экономической) прибыли будет стимулировать приток капитала в отрасль и рост отраслевого предложения. В условиях совершенной конкуренции нет барьеров входа и выхода из одной отрасли в другую, которые бы мешали движению капитала в достижении максимальной прибыли. Приток капитала приводит к росту отраслевого предложения и снижению рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока рыночная цена не снизится до уровня, при котором будет соблюдаться равенство Р = МС = MR = min АТС. Тогда исчезают стимулы к увеличению размеров отраслевого предложения. Это означает, что все предприятия в данной отрасли находятся в равновесии. Мы не рассматриваем здесь, какие именно предприятия приходят в отрасль, а какие уходят из нее.
2.1 Цена и объем производства в условиях совершенной конкуренции
В условиях равновесия всей отрасли экономический оптимум совпадает с техническим оптимумом. Исчезает экономическая прибыль, но каждое предприятие, находящееся в равновесии, получает нормальную прибыль, равную величине альтернативных издержек. Если бы не было понятия нормальной прибыли, тогда трудно было бы выяснить условия равновесия предприятия и оптимальных размеров производства при рыночной цене, соответствующей самым низким средним издержкам производства.
Невозможно исключить ситуацию, при которой рыночная цена будет формироваться ниже минимальных средних общих издержек. Это не является типичным явлением для всей отрасли, но вполне правдоподобно для определенного предприятия, средние издержки производства которого относительно высокие.
Когда цена становится ниже минимальных средних издержек производства, тогда предприятие несет потери. Общие потери предприятия определяются произведением: (АТС - Р) х Q
Хотя
цена ниже средних общих издержек,
но она может быть выше средних
переменных издержек AVC. Цена тогда
покрывает часть средних
Таким образом, всякий раз, когда цена превышает минимум средних переменных издержек, но находится ниже средних общих, предприятие может выпускать продукцию при Р = МС = MR, возмещая часть (но не все) постоянных издержек.
Нижней границей текущей рентабельности производства было бы снижение цены до уровня минимальных средних переменных издержек, т.е. когда Р = МС = min AVC. При еще более низкой цене начинается отказ от выпуска продукции и может наступить полное банкротство предприятия.
При минимальных средних переменных издержках и цене Р = - min AVC предприятие не покрывает и части постоянных издержек. Размеры убытка достигают величины, равной произведению Q x AFC.
Возникновение убытков будет стимулировать отток капитала из отрасли и сокращение отраслевого предложения, что, в свою очередь, при неизменившемся спросе на отраслевую продукцию приведет к возрастанию отраслевой цены до уровня, при котором экономические потери исчезают.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что предприятие в краткосрочном периоде будет осуществлять выпуск продукции с целью получения либо экономической прибыли, либо минимизации убытков.
2.2 Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
Исходя из принципа сопоставления валовой выручки (валового дохода) с валовыми (общими) издержками, условия равновесия предприятия могут быть представлены следующим образом. Экономическая (избыточная) прибыль предприятия максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Предприятие минимизирует свои убытки, производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину. Предприятие откажется от производства, если валовой доход не будет превышать валовые переменные издержки.