Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:21, курсовая работа
Основной целью данного исследования было определение уникальных, противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить механизм функционирования совершенной конкуренции и чистой монополии;
- раскрыть характер и особенности совершенной конкуренции и чистой монополии;
- выявить сходства и различия между совершенной конкуренции и чистой монополии.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1.1 Типы рынков и их классификация
1.2 Базовые характеристики основных типов рыночных структур
2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции
3. Равновесие предприятия в условиях монополии
4. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции
4.1 Основные различия структуры и механизма функционирования
4.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исходя из принципа сопоставления предельного дохода с предельными издержками, равновесие предприятия будет определяться следующим образом. Предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR = МС или Р = МС, при условии, что цена превышает минимальные средние переменные издержки.
С учетом свободного входа и выхода из отрасли в условиях совершенной конкуренции, долговременное равновесие отраслевого предприятия описывается посредством формулы Р = min АТС =МС =MR
Из этого равенства следует, что в условиях совершенной конкуренции достигаются:
Цена продукта может рассматриваться как показатель того удовлетворения, которое общество готово получать от потребления дополнительной единицы продукта. Предельные издержки могут рассматриваться как показатель потерь для общества тех ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других товаров.
Если Р > МС, то общество оценивает более высоко данный продукт, нежели другие товары, производимые из тех же ресурсов. Поэтому будет наблюдаться расширение производства данного продукта. Личная заинтересованность предпринимателей в этом будет объясняться - возникновением экономических прибылей. Если Р < МС, то возникает обратная ситуация.
Когда Р = МС, тогда общество оценивает данный продукт так же высоко, как и другие товары, производимые из тех же ресурсов. В такой ситуации возникает равновесие распределения ресурсов по отраслям, т.е. от распределения ресурсов достигается максимум эффекта для общества по всему перечню производимой продукции.
В
динамическом аспекте (изменение вкусов
потребителей, внедрение новых технологий
и т.д.) возникает нарушение равенства
МС = Р, что устраняется соответствующим
передвижением ресурсов по отраслям и
изменением структуры совокупного производства.
И в этом случае будет наблюдаться совпадение
индивидуальных интересов поставщиков,
с общественными.
2.3 Функционирование экономики совершенной конкуренции
Функционирование
экономики совершенной
В
системе совершенной
По той же причине поставщики не будут производить общественные блага (поддержание обороноспособности, безопасности, бесплатное здравоохранение, наука и т.д.).
В некоторых отраслях производства достижение технического оптимума выпуска продукции предполагает существование небольшого количества предприятий или даже одного (естественная монополия), что противоречит модели совершенной конкуренции. К тому же сомнительно, чтобы небольшие по своим размерам предприятия были заинтересованы (из-за отсутствия барьеров распространения информации) и в состоянии осуществлять техническое развитие (по своим незначительным финансовым возможностям).
В модели совершенной конкуренции предполагается, что поставщики поставляют идентичную продукцию, что приводит к стандартизации потребления и не соответствует психологическому стремлению к разнообразию потребительского выбора. С другой стороны, недостаточная мотивация к техническому развитию не способствует появлению новых видов продукции.
3. Равновесие предприятия в условиях монополии
По-иному
формируется равновесие предприятия
в условиях монополии. Спрос в
условиях монополии падающий, ибо
монополист в состоянии влиять на
цену посредством изменения
Количество | Цена (д.е.) | Валовой доход
(д.е.) |
Предельный
доход (д.е.) |
1 | 134 | 134 | 134 |
2 | 124 | 248 | 114 |
3 | 114 | 342 | 94 |
4 | 104 | 416 | 74 |
5 | 94 | 470 | 54 |
6 | 84 | 504 | 34 |
МR3 = 114 – 2´10 = 94
МR3 = 342 – 248
= 94
В целом можно сказать, что чем менее эластичен спрос, тем больше производство дополнительной единицы продукции приводит к снижению цены и большему падению предельного дохода. Поэтому на тех участках спроса, где спрос становится неэластичным, т. е. значения предельного дохода становятся отрицательными, монополист не будет понижать цену, так как это будет приводить к снижению валового дохода при росте издержек, что означает сокращение экономической прибыли.
Более значительное снижение предельного дохода по сравнению со снижением цены означает, что достижение монополистом равновесного объема производства, при котором MR = MC , сопровождается превышением цены Рm уровня предельного дохода MR и предельных издержек MC. Валовая прибыль монополиста составит ( Рm – АТС ) ´ Q.
Следует подчеркнуть особо то, что монополист назначает не самую высокую цену так как он заинтересован в максимизации не удельной , а совокупной прибыли Существование чистой монополии не означает автоматически , что монополист присваивает экономические прибыли. Монополист может нести и убытки. Все зависит от состояния спроса и издержек .
По
сравнению с совершенной
При сравнении эффективности чистой монополии и совершенного конкурента обычно предполагается, что у них идентичные средние издержки. В действительности это значительное упрощение. Спрос может быть недостаточным для того, чтобы поддерживать большое число конкурирующих предприятий, каждое из которых реализовывало бы при этом технологический оптимум производства. В такой ситуации недостаточный спрос удовлетворялся бы совершенными конкурентами, которые производили продукцию не самым дешевым способом. В сравнении с их уровнем издержек монополист, используя свое положение единственного поставщика, может достичь технологического оптимума при недостаточном спросе. Тогда продукция в условиях монополии производилась бы дешевле. Возможно, что это привело бы к установлению более низкой продажной цены (даже при присвоении монополистом экономической прибыли) и более высоким объемам производства.
Хотя эффект масштаба производства может свидетельствовать в пользу монополии, существуют и другие противоположные аргументы.
Монополистам
приписывается стремление к «спокойной
жизни» (X –неэффективность). Отсутствие
конкуренции может объяснить
тот факт, что вместо максимизации
экономической прибыли
Монополист, стремясь сохранить или завоевать монопольное положение может тратить значительные средства для реализации этих целей: обработка общественного мнения, расходы на рекламу, лоббирование в органах государственного управления. Это увеличивает издержки монополиста. Существует мнение, что монополии менее склонны к техническому развитию, поскольку конкуренция не угрожает их положению, позволяющему присваивать экономические прибыли. Однако такое мнение является достаточно спорным, так как можно привести противоположные аргументы. Технологическое развитие приводит к снижению издержек и укрепляет барьеры входа в отрасль.
Монополии обычно являются акционерными обществами, капитал которых в значительной степени сконцентрирован в руках небольших групп держателей акций, что предопределяет получение ими высоких доходов от распределения монопольных прибылей. Это усиливает социальное неравенство в распределении доходов.
В разных сферах хозяйственной деятельности монополии часто применяют дифференцированные цены на одну и ту же продукцию, при чем степень дифференциации цен не обусловлена различием в издержках производства. Например, различаются цены на электроэнергию для промышленных предприятий и домашних хозяйств, по времени суток (разные тарифы днем и ночью). Дифференцированы тарифы за пользование телефонными услугами в зависимости от расстояния и времени суток. Дифференцированы цены на авиабилеты, турпоездки и т.д.
Ценовая дискриминация возможна тогда, когда осуществимо сегментирование рынка (разделение покупателей на разные группы). Такая процедура основывается на разной эластичности спроса разных групп покупателей. Еще одним условием осуществимости ценовой дискриминации выступает невозможность перепродажи монополизированной продукции покупателями одной группы покупателям другой.
Рассмотрим
последствия ценовой