Сравнительный анализ основных рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются совершенная конкуренция и монополия.
Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что я и продела в рамках данной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
1. Рыночные структуры: понятие, виды и особенности конкуренции……
2. Сравнительный анализ рыночных структур……………………………..
2.1Фирма в условиях совершенной конкуренции...……………………..
2.2 Возможности существования конкурентных рынков………………
2.3 Монополия……………………………………………………………..
3. Основные модели несовершенной конкуренции………………………..
3.1 Понятие монополистической конкуренции………………………….
3.2 Олигополия как модель несовершенной конкуренции……………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс - копия.doc

— 246.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Специальность                                     (код)

Или

Направление бакалавриата                 (код)

Кафедра экономики и права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

ТЕМА: «Сравнительный анализ основных рыночных структур ».

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 26

группы

заочная форма обучения

Карзухина А.М

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011г.

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………

1. Рыночные структуры: понятие, виды и особенности конкуренции……
2. Сравнительный анализ рыночных структур……………………………..
    2.1Фирма в условиях совершенной конкуренции...……………………..
    2.2 Возможности существования конкурентных рынков………………

    2.3 Монополия……………………………………………………………..
3. Основные модели несовершенной конкуренции………………………..
    3.1 Понятие монополистической конкуренции………………………….
    3.2 Олигополия как модель несовершенной конкуренции……………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.


В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются совершенная конкуренция и монополия.
Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что и было проделано в рамках данной работы.
Актуальность исследуемой проблемы несомненна – несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.
Предметом исследования в данной работе выступает сравнительный анализ рынка совершенной конкуренции и монополии. Объектом – специфические особенности рынка монополии и совершенной конкуренции.
Основной целью данного исследования было определение уникальных, диаметрально противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить работы основных исследователей по проблеме конкуренции и монополии;
- изучить механизм функционирования совершенной конкуренции и чистой монополии;
- раскрыть характер и особенности совершенной конкуренции и чистой монополии;
- выявить сходства и различия между совершенной конкуренции и чистой монополии.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования - первая часть работы посвящена сущности рынка совершенной конкуренции. В ней детально проанализированы совершенная конкуренция в краткосрочном и долгосрочном периодах, дана характеристика рынка совершенной конкуренции как экономического феномена. Во второй части работы анализируется сущность рынка монополии. Исследование в обеих частях работы проводится по единому плану и соответствует единой цели исследования. В заключительной части работы проводится сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции.

 

1.Рыночные структуры: понятие, виды особенности конкуренции.

 

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

 

Рыночная структура – совокупность признаков рыночной организации, отражающих отраслевые особенности, и определяющих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга степенями и формами свободы для экономических агентов. Их взаимное деление в форме конкуренции может быть разбита на;

 чистая конкуренция, 
 чистая монополия, 
 монополистическая конкуренция, 
 олигополия.

 

Возможности рационального выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она действует. При этом два первых типа рыночной структуры обычно характеризуют как идеальные, а два остальных — как реальные. Хотя, в известном смысле, все эти типы — всего лишь теоретические модели, выделяющие только главное и общее, и поэтому неспособные исчерпывающим образом описать множество конкретных рыночных ситуаций, с которыми встречается любая реальная фирма.

Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции.

Чистая конкуренция — предполагает, что участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (стандартизованный) продукт. Любая новая фирма может включиться в данную структуру без каких-либо препятствий: нет ограничений на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной потому, что на практике некоторые ограничения всегда существуют, а полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия существуют в сельском хозяйстве и в некоторых отраслях, производящих услуги.

Монополия — предполагает одного-единственного производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отраслью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию. Чистая конкуренция и монополия представляют собой два полюса рынка, между которыми располагаются реальные рыночные структуры. Сформулировав эти граничные условия рынка, легче понять общие принципы его работы, абстрагируясь от множества сложных и запутанных конкретных ситуаций.

Монополистическая конкуренция — как реальная рыночная структура предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли иметь множество мелких фирм и обеспечивает легкость входа и выхода с рынка. Характеристики монополистической конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания:

станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.

Олигополия — это рыночная структура с незначительным количеством производителей, которые конкурируют между собой, и 'вступление на эти рынки новых фирм затруднено. В условиях олигополии наиболее крупные фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали), главное значение имеет только то, что несколько фирм производят почти всю продукцию. Олигополистическими структурами являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет). В современных условиях олигополия является преобладающей формой рыночной структуры.

 

2. Сравнительный анализ рыночных структур.

    2.1. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.

Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:

Р2 = MR-MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):

Р=МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.

Это правило максимизации прибыли верно, не только для одной фирмы, но и для всей экономики.

Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.

Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

     

2.2. Возможности существования конкурентных рынков.

Важнейшей особенностью рыночной экономики является конкуренция. Эффективность рыночной экономики тем выше, чем сильнее развита в ней конкуренция.

Еще А. Смит говорил, что каждый индивид стремится к своей собственной прибытку, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая результат, о котором он и не думал. "Невидимая рука провидения" А. Смита - это и есть конкуренция. Конкуренция в понимании А. Смита характеризуется долговременными тенденциями, которые могут соблюдаться, несмотря на краткосрочные отклонения. Причем эти тенденции будут настолько длительными, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими выгодами в отрасли с доходами более высокими. Однако в данном анализе ситуации отсутствует реальная возможность существования барьеров для перемещения ресурсов.

Экономисты, принадлежащие к новым направлениям экономической теории, конечно же, изменили свои представления о конкуренции. Современная теория скорее представляет собой попытку определить сферу применимости гипотезы, согласно которой "невидимая рука" рынков и цен вполне достаточна для того, чтобы направлять экономику в состояние эффективности.

Конкуренция определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену (т. е. степень свободы ценообразования на рынке). Конкурентность характеризует такое поведение индивидуальных производителей и потребителей, которое заставляет их соперничать друг с другом за более выгодные торговли и покупки.

Рыночная конкуренция — это экономическое соревнование между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать выгода; между покупателями — за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность. В результате такого соревнования побеждают только те, кому удается наиболее эффективно организовать собственное производство (потребление), т.е. доказать свою конкурентоспособность.

Конкурентоспособность для производителя означает возможность продать как можно больше по цене ниже рыночной. Поэтому единственное условие получения профита для производителя, работающего в условиях конкуренции, снижение затрат на производство каждой единицы продукта.

Снижение издержек становится возможным в результате применения более эффективных технологий и более рациональной фирмы труда. Благодаря снижению расходов производитель может увеличивать масштабы производства и одновременно максимизировать экономический выигрыш до тех пор, пока другие производители не освоят новую технологию производства и не получат свою долю данного выигрыша на рынке. Чем больше участников рыночной экономики реализуют свой частный выигрыш, тем больше окажется общественный выигрыш, тем эффективнее работает экономика.

Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов. При этом на рынке достигается одновременный выигрыш обоих рыночных агентов: и производителя, реализующего продукт по более высокой внутренней цене, и покупателя, приобретающего в итоге продукт по более низкой рыночной цене.

Чем выше степень конкурентности рынка, тем ближе к равновесному уровню цены стремится результат свободного взаимодействия спроса и предложения. Такой уровень цены, который является приемлемым и для безубыточного функционирования предпринимательского сектора и для оптимального уровня удовлетворения потребностей потребительского сектора.

Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур