Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа
В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются совершенная конкуренция и монополия.
Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что я и продела в рамках данной работы.
Введение………………………………………………………………………
1. Рыночные структуры: понятие, виды и особенности конкуренции……
2. Сравнительный анализ рыночных структур……………………………..
2.1Фирма в условиях совершенной конкуренции...……………………..
2.2 Возможности существования конкурентных рынков………………
2.3 Монополия……………………………………………………………..
3. Основные модели несовершенной конкуренции………………………..
3.1 Понятие монополистической конкуренции………………………….
3.2 Олигополия как модель несовершенной конкуренции……………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости населения и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.
5). Асимметричность информации. Информация в рыночной экономике выступает в качестве общественного блага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с издержками на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.
Асимметричность информации — неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:
общее благосостояние (способствует перераспределению излишков приобретателя и производителя);
условия рыночной конкуренции (является источником ценовой дискриминации);
рыночную стратегию поведения фирм (причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).
Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец товара знает о качестве продукта больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок займов; рынок найма.
Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властью участникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.
Асимметричность информации ликвидировать невозможно, но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.
Рыночные сигналы — это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, renommee компании, квалификационные дипломы, сертификаты качества, аваля, гарантии и т.д.).
Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образование работников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не поручительства высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, организация сопоставляет прибыли от него с затратами на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Скидка между ними состоит в том, что организации имеют в виду плодотворность труда, а работники — уровень оплаты труда.
Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время затраты на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления прибылей и расходов от ее использования.
Заключение.
Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и, прежде всего за счет максимализации прибыли.
Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество - это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.
Фирма, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
Российское законодательство не содержит никаких норм, дискриминирующих какую-либо форму коммерческой организации по сравнению с другой, все организационно-правовые формы коммерческих организаций и физические лица - предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, имеют равные права как субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому выбор остается за предпринимателем. Если в планах открытие предприятия, которое будет развиваться, тем самым, повышая свою инвестиционную привлекательность и становясь все более конкурентоспособным товаром на рынке действующего бизнеса, предпочтительнее создавать такой бизнес в форме ЗАО - закрытого акционерного общества.
Закрытое акционерное общества - более предпочтительная форма ведения предпринимательской деятельности, чем ИП или ООО. Некоторые недостатки ЗАО (более сложная отчетность, более высокие затраты на регистрацию) компенсируются многими вышеперечисленными преимуществами.
Наиболее развитой формой является АО, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.
Список использованной литературы
1. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. - торг. корпорация "Дашков и Кш". - М.: Дашков и Кш, 2004. - 268 с. - Библиогр.: с.265-267
2. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник 2-е изд. пер. и доп, - М.: Высшее образование, 2009. – 609 с.
3. Грибов, В. Д. Экономика предприятия [Текст]: учебник + практикум / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008 .— 336 с.
4. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю. Ф. Елизаров. - 3-е изд., испр. - М.: Экзамен, 2008. - 496 с
5. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю.Ф. Елизаров. - 3-е изд., испр. - М.: Экзамен, 2008. - 496 с
6. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 280 с.
7. Иващенко Н.П. Экономика фирмы: Учебник для ВУЗов, - м.: Инфра-М, 2007. - 320 с.
8. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Ковалева А.В. Финансы Фирмы: Учебник, - М.: Высшее образование, 2007. – 522 с.
9. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ, - М.: Норма, 2007. – 384 с.
10. Шибикова Т.В. Внутренние факторы конкурентоспосбноого развития российских предприятий в современных условиях // Экономический анализ. Теория и практика. 2009. - N 25.
11. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: практикум : учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Афанасьева [и др.]; под ред. В. Я. Позднякова, В. М. Прудникова .— 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008 .— 318 с
12. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля .— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 .— 767 с.
13. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / [И. А. Баев и др.]; под ред. В. М. Семенова .— 5-е изд. — СПб. : Питер, 2010 .— 416 с.
14. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник для вузов / А.М. Марголин. - М: Экономика, 2007. - 367 с.
15. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник для вузов / А. М. Марголин. - М : Экономика, 2007. - 367 с.
16. Экономическая теория [Текст]: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец .— 3-е изд., испр. — М.: Эксмо : Мирбис, 2008 .— 445 с.: ил
17. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Куликов .— М.: Проспект, 2008 .— 428 с.: ил.
18. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие для вузов / [В. М. Соколинский и др.]; под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского .— 4-е изд., стер. — М.: КноРус, 2008 .— 462 с.: ил.
3
Информация о работе Сравнительный анализ основных рыночных структур