Женщины в политике: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публи-цистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обраща-лись к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равен-ства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотвор-ным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст¬вует” .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр. 3
1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность………….………стр. 4
2. Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7
3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика……..…стр. 9
4. Новые моменты в политике ряда государств и политических
партий в отношении женщин………………………………………………стр.12
Заключение………………………………………………………………...… стр. 19
Список использованной литературы………………………………………... стр. 20

Файлы: 1 файл

Политология - Женщины в политике1.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

__________________________________________________________________________

 

Кафедра: Философии и социальных наук

Дисциплина: Политология

Контрольная работа

Тема «Женщины в политике: сравнительный анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3-ПЗ-1С,

Дунчева 0.И.

 

Проверила: Чурилова Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011


Содержание

Введение………………………………………………………………………стр. 3

 

1.   Женщина и политика в России: иллюзии и реальность………….………стр. 4

 

2.   Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7

 

3.   Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика……..…стр. 9

 

4.   Новые моменты в политике ряда государств и политических

    партий в отношении женщин………………………………………………стр.12

 

Заключение………………………………………………………………...… стр. 19

 

Список использованной литературы………………………………………... стр. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публи­цистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обраща­лись к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равен­ства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотвор­ным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст­вует” (2).

Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51 женщина; в том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38, тор­говле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате орга­нов управления - 69. На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем в вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71. Из этих стати­стических данных можно сделать вывод, что страна не лишена перспективы управления государством в XXI веке женщинами. Следует, однако, подчерк­нуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и муниципальной го­сударственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины ис­пользовать свои реальные возможности участия во властных структурах.

1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность

 

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идео­логии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально звучат слова из петиции в I Государственную думу: “Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьян­ском, ... в работе фабричной, ... на поприще науки, литературы и искусства, ... в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит на­логи и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в за­конодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Из­бранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине”.

Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения жен­щин.

В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, но надо при­знать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, уча­стия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложе­ния, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государст­венных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была боль­шая заслуга и женотделов.

С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться решенным, и он исчез из по­литики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о “политической роли женщины в обществе” проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.

Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые запад­ные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жиз­ненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".

Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении “женского вопроса” в СССР и о политической роли женщины в обще­стве. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показа­ло отношение общества к женщине-политику.

В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.

Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).

Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппара­те органов управления доля женщин в общей численности работающих состав­ляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины ру­ководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руко­водителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Рос­сию [c.573, Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.] в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.

Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руково­дителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.

Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской об­щественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

2. Причины низкой политической активности женщин

 

Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непро­стой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов. Рассмот­рим главные из них.

1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился боль­шой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что жен­щинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.

2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испыты­вают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на жен­щину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за вы­соких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейно­го отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организа­ции, выражению и отстаиванию своих интересов.

3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип от­ношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный те­зис М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению” нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди не­которой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов прави­тельства.

Патриархатный подход к женщине проявляется сегодня буквально во всем. Это и отмена системы квот на представительство женщин в высших орга­нах власти; ограничение возможностей сочетать работу с домашними обязанно­стями из-за сокращения численности и финансирования детских учре­ждений и сферы услуг; и новое законодательство о семье, ориентирующее женщину скорее на семью, чем на работу, и изменения в культурной политике, приводящие к росту проституции, порнографии и коммерческого использова­ния женского тела. Это, наконец, и усиление роли церкви, возрождение фунда­ментализма и национализма.

4. Важной причиной “отторжения” женщины от верховных этажей власти явился неадекватный новым политическим условиям стиль поведения самих женщин. Они “привыкли” к патерналистской системе отношений с обществом, гарантировавшей им определенный политический статус за счет системы квот. В условиях ее отмены проявился синдром патерналистского сознания женщин, они не смогли в полной мере воспользоваться своими политическими правами, в том числе правом самовыражения, вести длительную и изнуритель­ную борьбу, отстаивать свои интересы.

Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулиро­вать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут про­должать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.

5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались едино­душны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявля­ется как в программных документах, так и в политической работе среди жен­щин.

 

 

 

3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика

 

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидер­ству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политиче­скому манёвру. Эти качества считаются мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой от­печаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего “муж­ского” стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Налицо своего рода “маску­линизация”, влекущая за собой поведенческую жёсткость, самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-руководителя. И происходит все это в немалой степени “с благословения” и для “удобства” мужчин, зани­мающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Информация о работе Женщины в политике: сравнительный анализ