Женщины в политике: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публи-цистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обраща-лись к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равен-ства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотвор-ным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст¬вует” .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр. 3
1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность………….………стр. 4
2. Причины низкой политической активности женщин……………….……стр. 7
3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика……..…стр. 9
4. Новые моменты в политике ряда государств и политических
партий в отношении женщин………………………………………………стр.12
Заключение………………………………………………………………...… стр. 19
Список использованной литературы………………………………………... стр. 20

Файлы: 1 файл

Политология - Женщины в политике1.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семей­ные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “нена­дежный” кандидат для продвижения в структурах управления.

Помимо социально-экономических факторов в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Её основу составляют ограничения и запреты, с помо­щью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внут­ренними психологическими установками. “Поведенческий репертуар” и уста­новки лидера – производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.

Я разделяю мысли И.Кона о том, что “характер” общественных взаи­моотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижно­сти мужских и женских занятий” (3).

Глубинные причины живучести традиционного отношения к женщине проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как приви­легированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий соци­ально-экономический статус.

В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления важно учитывать следующие факторы: про­фессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособ­ность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.

Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а не­редко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зави­сит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограни­чивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.

Дискуссионным нередко является вопрос: зачем женщине высокие руко­водящие посты? Выдвигается альтернатива: или руководство, или любовь, се­мья, дети, счастье. В последние годы российские средства массовой информа­ции все настойчивее обвиняют женщину в том, что она предпочитает работу, общественную деятельность семейным заботам, материнству, обслуживанию мужа и детей. Такая альтернатива, по моему мнению, некорректна: любовь, семья, дети требуют партнерства, равного участия женщины и мужчины, в про­тивном случае происходит процесс “инвалидизации”, гипертрофии доли ответ­ственности одного из родителей.

Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины к освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью не­одобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая ус­матривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои при­вычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права на образова­ние, и права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит и когда она приблизилась к рычагам управления. Проведенные различными меж­дународными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. Российские женщины-лидеры, жен­ские организации должны приложить максимум усилий, чтобы эту истину осознали и российские политические партии, и мужчины-политики, и общество в целом. [c.578 Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин

 

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизирова­лась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные дости­жения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.

В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Де­сятилетие женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство, развитие, мир”.

В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конферен­ция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках сис­темы ООН (2).

Конструктивным событием стало также принятие Конвенции о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин (3). Она определила в меж­дународно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспече­ние равных прав для всех женщин. Она призвала “...государства принять на­циональные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”, рекомендовала им “...принять временные специальные [c.582] меры, направ­ленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации” (4).

Существенную роль сыграли “Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год”(5). В Стра­тегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом равен­ство рассматривается не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе развития в каче­стве активной действующей силы, непосредственно связывается с задачей все­стороннего социально-экономического развития и берется за основу для дости­жения прогресса всех обществ. В названных документах было зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000г. дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание национальных меха­низмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и долгосрочных про­грамм.

В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и муж­чин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы вклю­чают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и уволь­нении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.

Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, дейст­вием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на обще­ственном уровне. Показательно, что организационные структуры функциони­руют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирова­ния продолжается.

Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие направ­ления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых про­грамм; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследова­ний; изучение опыта других стран.

Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысле­ния социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению жен­ского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долго­срочным, этапно-обозначенным мерам по превращению принципа равенства полов в реальность жизни.

На основе принципов правового регулирования в рамках стран Европей­ского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по реа­лизации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг. Вступила в силу третья программа, действующая и сейчас.

Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сто­рону партии означает для нее или победу, или поражение.

Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической дея­тельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.

В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в органы власти.

Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для женщин при выборах в партийный аппарат, 30%-ная квота – при выдвижении кандидатов в депутаты местных органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчиты­вающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года вне­сла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некото­рых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основ­ных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (6).

Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран ва­риабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, рели­гией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, Ве­ликобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Нако­нец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (7).

Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании ис­пользуют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства Нор­вежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, кото­рый вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует со­циальная “программа равноправия”, в аппарате правительства – упол­номоченный по соблюдению закона и реализации программы.

Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных мер, является социальная политика, на­правленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих по­лов последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Шве­ции, к примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позво­ляющая поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.

Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно осуществ­ляют политику продвижения женщин, координируя ее на межправительствен­ном уровне. Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности, принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.

Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня наи­более значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повы­шения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного социаль­ного планирования для того, чтобы:

а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Евро­пейском парламенте, Секретариате ЕС;

б) гарантировать эффективность реали­зации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локаль­ные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе жен­щин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества;

в) обеспечить та­кие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с ин­тересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Конференция призвала политические партии, государственные и общест­венные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разрабо­тать меры позитивного характера, содействующие выдвижению, назна­чению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повыше­нию их роли в принятии решений на всех уровнях.

Информация о работе Женщины в политике: сравнительный анализ