Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Согласно пункту 1 указа президента республики Беларусь «О государственных закупках в Республике Беларусь» № 618, государственная закупка - закупка товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика процедуры государственных закупок в Республике Беларусь. 3
1.1. Основные моменты законодательства Республики Беларусь в сфере госзакупок. 3
1.2. Способы проведения государственных закупок в Республике Беларусь. 5
Глава 2. Сравнительный анализ процедуры госзакупок на территории Республики Беларусь и процедуры международных закупок по правилам МБРР. 6
2.1. Сферы применения международных торгов и их виды 6
2.2. Обнародование заёмщиком информации касаемо закупки 10
2.3. Конкурсное обеспечение контракта и срок действия предложений 12
2.4 Компетентные органы с контрольными и арбитражными функциями 15
2.5 Условия привлечения местных производителей и ценовые соотношения в сравнении с местными оферентами 16
2.6 Лимиты сделок, подлежащие прямому контролю государственных органов 18
2.7 Перечень национальных и иностранных источников публикаций о торгах, как печатных, так и электронных 19
2.8 Требования к способам передачи информации 20
2.9 Требования к языку при оформлении документации 22
2.10 Квалификационный отбор участников 22
2.11 Открытость для иностранных участников 25
Глава 3. Проблемные моменты системы закупок на территории Республики Беларусь и шаги, предпринимаемые для их решения 27
Заключение 32
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

ГОСЗАКУПКИ.docx

— 149.15 Кб (Скачать)

В руководстве МБРР торги  в два  этапа предусматриваются в том случае если заказчик хочет осуществить какой-либо крупный или же сложный проект в условиях постоянного изменения внешних критериев. В таком случае досрочная подготовка технической документации может быть несостоятельным решением. Так же можно охарактеризовать принятие данной систему торгов, решением заказчика осуществлять проект и составлять проектную документацию «под ключ». Именно в этих случаях можно прибегнуть к использованию двухэтапной процедуры торгов, когда сначала предлагается представить технические предложения без указания цены, разработанные в условиях нестабильности внешней ситуации и с её учётом. Предполагается, что данная проектная документация будет подлежать корректировке. Когда необходимая документация собрана, именно на втором этапе осуществляется её корректировка и подача окончательных технических предложений и заявок с указанием окончательной цены7.

Следовательно, законодательство Республики Беларусь в большей мере построено  на желании допустить к торгам наиболее квалифицированных и гибких участников, способных быстро реагировать  на нестабильность ситуации как в стране, так и вне её пределов. В Руководстве двухэтапные торги тесно связаны с жёстким квалификационным отбором участников. Это экономически оправдано. Так как с одной стороны участник, квалификационные данные которого недостаточны, не будет вынужден тратить средства на разработку крупного проекта, который он планирует выставить на тендер. С другой стороны,  Организатор защищен от участников торгов, чьих ресурсов недостаточно для выполнения контракта, а также организатор сможет работать в ходе оценки предложений с «коротким списком» участников, что значительно экономит время и позволяет более качественно рассмотреть каждое предложение.

 

2.2. Обнародование заёмщиком информации  касаемо закупки

 

 

Годовые планы государственных  закупок, приглашения к участию  в процедурах закупок и сведения о результатах таких процедур, реестр договоров на государственные  закупки размещаются в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный  центр маркетинга и конъюнктуры  цен» и в информационно–аналитическом  бюллетене «Конкурсные торги  в Беларуси и за рубежом» в порядке, определяемом Советом Министров  Республики Беларусь.8

Применительно к открытым конкурсным торгам в соответствии с  законодательством Республики Беларусь заказчик, организатор, уполномоченная организация извещают о проведении открытого конкурса посредством:

    • размещения на официальном сайте и в официальном печатном издании – информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги Беларуси и за рубежом», а также при их наличии – на дополнительном сайте и (или) в дополнительном печатном издании приглашения к участию в открытом конкурсе
    • направления индивидуальных конкурсных приглашений производителям (подрядчикам, исполнителям) по списку (выписке из списка), содержащемуся в задании на закупку.
    • заказчик, организатор, уполномоченная организация также вправе дополнительно известить о проведении ими открытого конкурса посредством размещения конкурсного приглашения в любых иных средствах массовой информации, рассылки конкурсного приглашения известным им потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Конкурсное приглашение  считается опубликованным с даты размещения его на официальном сайте и должно обязательно содержать:

  1. наименование вида конкурса;
  2. полное наименование, сведения об организационно-правовой форме (для организации), фамилию, собственное имя и отчество, паспортные данные (для физического лица, включая индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства), адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона заказчика, организатора, уполномоченной организации;
  3. краткое описание предмета закупки, его количество (объем), место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  4. источник финансирования закупки;
  5. сроки, место и порядок представления конкурсных документов;
  6. сроки, размер и порядок возмещения заказчику, организатору, уполномоченной организации затрат на организацию и проведение ими открытого конкурса, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам конкурсных документов;
  7. требования к организациям и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, которые могут быть участниками открытого конкурса;

Конкурсное приглашение  размещается после подготовки конкурсных документов.

Заказчик, организатор, уполномоченная организация вправе внести изменения  в конкурсное приглашение не позднее чем за 15 календарных дней до истечения окончательного срока представления конкурсных предложений. В течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения направляются для размещения в установленном порядке на официальном сайте, в официальном печатном издании и в случае их наличия – на дополнительном сайте и (или) в дополнительном печатном издании, иных средствах массовой информации (если такое размещение конкурсного приглашения имело место), а также участникам, которым были выданы конкурсные документы. При этом окончательный срок представления конкурсных предложений должен быть продлен не менее чем на десять календарных дней.9

В руководстве МБРР сказано,  что  своевременное извещение о возможности  подачи заявок на получение подряда  является важнейшим элементом конкурсных торгов. Для проектов, предусматривающих  МКТ, Заемщику необходимо подготовить  и представить Банку проект Общего извещения о закупках.

Извещение должно содержать  информацию о Заемщике (или потенциальном  Заемщике), сумме и цели займа, перечень закупок в рамках МКТ, наименование, номера телефона (или факса) и адрес  учреждения Заемщика, ответственного за закупки, а также адрес сайта, на котором будут размещаться  специальные извещения о закупках; если известно, то следует указать  намеченные сроки подготовки документации для предварительного квалификационного  отбора и тендера10.

2.3. Конкурсное обеспечение контракта  и срок действия предложений

 

 

Заказчик, организатор, уполномоченная организация вправе потребовать  от участников представления конкурсного  обеспечения. Конкурсным обеспечением могут быть банковская гарантия, поручительство или залог.

Конкурсное обеспечение  представляется на случаи:

1.   отзыва участником своего конкурсного предложения после истечения окончательного срока его представления;

  1. представления участником недостоверной информации о своих данных  либо не подтверждения их;
  2. установления недобросовестных действий участника (по решению конкурсной комиссии);
  3. отказа участника в установленные сроки подписать договор при выборе его конкурсного предложения лучшим, а его – поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  4. невыполнения любого другого предшествующего подписанию договора условия, указанного в конкурсных документах, на основании требований настоящего Положения.

Размер конкурсного обеспечения  определяется заказчиком, организатором, уполномоченной организацией и не должен превышать трех процентов цены конкурсного  предложения.  Срок действия конкурсного обеспечения не должен быть меньше срока действия конкурсного предложения.

Участник, принявший предложение  заказчика, организатора, уполномоченной организации о продлении срока  действия конкурсного предложения, должен продлить срок действия представленного  им конкурсного обеспечения либо представить новое конкурсное обеспечение  на данный срок.

Конкурсное обеспечение  представляется участником не позднее  истечения окончательного срока  представления конкурсных предложений.

Требование о представлении  конкурсного обеспечения является одинаковым для всех участников и  должно быть предусмотрено в конкурсных документах.

Заказчик, организатор, уполномоченная организация возвращают конкурсное обеспечение представившему его  участнику в случаях:

  1. заключения договора по результатам открытого конкурса – в течение трех рабочих дней после его заключения;
  2. истечения срока действия конкурсного предложения, если участником не нарушены условия, в отношении которых оно представлялось, – в течение трех рабочих дней после истечения такого срока;
  3. отказа заказчика, организатора, уполномоченной организации от проведения открытого конкурса, признания открытого конкурса несостоявшимся или недействительным – в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об этом;
  4. отзыва конкурсного предложения участником, представившим его, до истечения окончательного срока представления конкурсных предложений – в течение трех рабочих дней со дня регистрации отзыва заказчиком, организатором, уполномоченной организацией.11

Согласно руководству МБРР, Заемщик  вправе потребовать обеспечение  залога под тендерное предложение. При использовании залога под  тендерное предложение его величина и форма указываются в тендерной  документации. Залог тендерного предложения  сохраняет силу в течение четырех  недель по истечении срока действия тендерных предложений, обеспечивая  Заемщику достаточное время для принятия мер по конфискации залога. Залог конкурсного предложения возвращается проигравшим торги участникам после подписания контракта с выигравшим участником. Вместо залога под тендерное предложение Заемщик может потребовать от участников подписания заявления в том, что, если участники отзывают или изменяют тендерные предложения в течение срока их действия или, если в случае присуждения контракта участники не смогут обеспечить его подписание или предоставить гарантии выполнения контракта к сроку, указанному в тендерной документации, они будут автоматически на некоторый срок не допущены к участию в тендерах на заключение любых контрактов с Заемщиком.

При сравнении обеспечения тендерных  предложений в соответствии с  законодательством Белоруссии с  Руководством, следует отметить, что  Руководство предусматривает требование к сроку действия предложений, которое  соответствует нормам международного права. Согласно Белорусскому законодательству заказчик имеет право указать  в объявлении о проведении процедуры закупки и в документации конкурсных торгов требования о предоставлении обеспечения предложения конкурсных торгов.

2.4  Компетентные органы с контрольными  и арбитражными     функциями

 

В соответствии с Руководством Банка  условия контракта должны включать положения о применимом праве  и органе урегулирования споров. Условия контракта должны включать положения о применимом праве и органе урегулирования споров. Международный торговый арбитраж обладает практическими преимуществами по сравнению с иными методами урегулирования споров. Поэтому Заемщикам рекомендуется включить такой вид арбитража в условия контрактов на закупку товаров и выполнение работ. Банк не должен назначаться арбитром, и к нему не следует обращаться с просьбами о назначении арбитра. Банк осуществляет контроль соблюдения соглашения о займе, процедур закупок и т. д.

В соответствии с Белорусским законодательством контроль за выполнением указа несет Комитет государственного контроля (ст. 14 Указа).

Министерство торговли определяет порядок взаимодействия заказчика с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок, в котором определить перечень товаров, функции организатора процедур государственных закупок по которым выполняет государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы», в случае принятия заказчиком решения о передаче этому объединению функций по проведению таких процедур;

Министерство финансов определяет формы реестра договоров о государственных закупках и заявления о проведенной процедуре закупки;

Министерство экономики:

  1. По согласованию с Министерством иностранных дел определяет порядок размещения годовых планов государственных закупок, приглашений к участию в процедурах этих закупок и сведений о результатах таких процедур, реестра договоров о государственных закупках в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»;
  2. Устанавливает формы документов, необходимых для организации и проведения процедур государственных закупок, включая формы годового плана государственных закупок, конкурентного листа и справки о проведении процедуры закупки.
  3. Разъясняет вопросы, связанные с применением настоящего постановления;
  4. Вносит в Совет Министров Республики Беларусь один раз в год (при необходимости) предложения о совершенствовании законодательства о государственных закупках.12

 

2.5  Условия привлечения местных  производителей и ценовые соотношения  в сравнении с местными оферентами

 

Поставщики и подрядчики из страны заемщика поощряются к участию  в процессе закупок. Они могут  принимать участие в торгах самостоятельно или через совместные предприятия  с иностранными фирмами. Тем не менее, Банк не санкционирует условия торгов, которые требуют обязательного  наличия совместных предприятий  или иных форм объединений местных  и иностранных фирм. Для поставщиков, предлагающих товары, произведенные в стране реализации проекта, могут быть установлены преференции, используемые при сравнении предложениями на товары иностранного производства. Данные преференции учитываются только на стадии оценки предложений и не превышают 10-15%.

Если при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедуры  запроса ценовых предложений, процедуры  оформления конкурентного листа  оценке подлежат предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения  Республики Беларусь и (или) Российской Федерации, произведенные организациями  общественных объединений инвалидов, то при их оценке применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложений  на 10 процентов.

В случае, если в результате оценки и применения преференциальной поправки двум и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выбирается участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались два и более поставщика (подрядчика, исполнителя), к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета закупки на части количество (объем) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между участниками, предложениям которых присвоен порядковый номер 1 (первое место). При отсутствии возможности разделить предмет закупки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выбирается тот участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений.

Информация о работе Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии