Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Согласно пункту 1 указа президента республики Беларусь «О государственных закупках в Республике Беларусь» № 618, государственная закупка - закупка товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика процедуры государственных закупок в Республике Беларусь. 3
1.1. Основные моменты законодательства Республики Беларусь в сфере госзакупок. 3
1.2. Способы проведения государственных закупок в Республике Беларусь. 5
Глава 2. Сравнительный анализ процедуры госзакупок на территории Республики Беларусь и процедуры международных закупок по правилам МБРР. 6
2.1. Сферы применения международных торгов и их виды 6
2.2. Обнародование заёмщиком информации касаемо закупки 10
2.3. Конкурсное обеспечение контракта и срок действия предложений 12
2.4 Компетентные органы с контрольными и арбитражными функциями 15
2.5 Условия привлечения местных производителей и ценовые соотношения в сравнении с местными оферентами 16
2.6 Лимиты сделок, подлежащие прямому контролю государственных органов 18
2.7 Перечень национальных и иностранных источников публикаций о торгах, как печатных, так и электронных 19
2.8 Требования к способам передачи информации 20
2.9 Требования к языку при оформлении документации 22
2.10 Квалификационный отбор участников 22
2.11 Открытость для иностранных участников 25
Глава 3. Проблемные моменты системы закупок на территории Республики Беларусь и шаги, предпринимаемые для их решения 27
Заключение 32
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

ГОСЗАКУПКИ.docx

— 149.15 Кб (Скачать)

Преференциальная поправка не применяется в отношении части  товаров (работ, услуг), являющихся предметом  закупки, в том числе его лотом (частью).13

Правительством Республики Беларусь последовательно реализуются  нормы Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (далее —  Соглашение), заключенного 9 декабря 2010 г. государствами, входящими в таможенный союз, — Беларусью, Казахстаном и Россией. Соглашение направлено в первую очередь на гармонизацию законодательства заключивших его стран в сфере государственных закупок и обеспечения проведения в данной области согласованной государственной политики. Так, например, во исполнение принятых на себя обязательств Республика Беларусь постепенно начинает использовать при проведении государственных закупок такую новую для нас форму, как электронные аукционы. Также правительством нашей страны в законодательство постепенно вносятся и другие изменения, регулирующее порядок осуществления государственных закупок.

В числе основополагающих обязательств, взятых на себя странами, заключившими Соглашение, предоставление товарам (работам, услугам), происходящим с территорий государств Сторон, а также предлагающим их поставщикам, национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В связи с этим Советом Министров Республики Беларусь были внесены некоторые изменения в порядок проведения государственных закупок, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» 14.

2.6  Лимиты сделок, подлежащие  прямому контролю государственных  органов

 

Указ Президента Республики Беларусь №618 применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных  средств.

Что касается Руководства  МБРР, то как правило, Банк финансирует  только часть стоимости проекта. Процедуры, изложенные в настоящем  Руководстве, применяются в отношении  всех контрактов на закупку товаров  и работ, финансируемых полностью  или частично из средств займов Банка. Для приобретения товаров и работ  по договорам, не финансируемым из средств  займа Банка, Заемщик может использовать иные процедуры. В таких случаях  Банк должен удостовериться в том, что  используемые процедуры способствуют выполнению Заемщиком обязательств по добросовестному и эффективному осуществлению проекта, а приобретаемые  товары и работы:

(a) обладают удовлетворительным качеством и укладываются в

балансовую стоимость проекта;

(b) будут поставлены или завершены своевременно; и

(c) имеют цену, которая не окажет неблагоприятного влияния на

экономическую и финансовую жизнеспособность проекта.

2.7  Перечень национальных и иностранных  источников публикаций о торгах, как печатных, так и электронных

 

Информацию о возможностях участия в МКТ можно получить из Общего извещения о закупках и  Конкретного приглашения к предварительный квалификационному отбору или подаче конкурсных предложений, как указано в пунктах 2.7 и 2.8 Руководства. Общие сведения об участии и предварительную информацию о возможностях участия в предусмотренных проектах можно получить из подписных публикаций ООН Development Business (UNDB), а также в Информационном центре UNDB. Отчеты персонала об экспертной оценке проектов также могут быть получены в Информационном центре после утверждения займа.

В Республике Беларусь  годовые планы государственных  закупок, приглашения к участию  в процедурах закупок и сведения о результатах таких процедур, реестр договоров на государственные закупки размещаются в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://icetrade.by/)15 и в информационно–аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 
Облисполкомы и Минский горисполком для размещения информации о государственных закупках вправе определить дополнительные сайт в сети Интернет и (или) печатное издание.16

 

2.8  Требования к способам передачи информации

 

 

Порядок размещения информации о государственных закупках регламентируется постановлением Министерства Экономики  Республики Беларусь №8 «инструкция  о порядке размещения (публикации) информации о государственных закупок (далее инструкция).

Размещение годовых планов государственных закупок, приглашений  к участию в процедурах этих закупок  и сведений о результатах таких  процедур, реестра договоров о  государственных закупках осуществляется в сети интернет на сайте информационного  республиканского унитарного предприятия  «Национальный центр маркетинга и конъектуры цен» (http://icetrade.by/)17 и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» в порядке, определяемом инструкцией Совета Министров Республики Беларусь.

На сайте Центра в сети интернет размещена информационная система «Тендер», где публикуется  вся информация о государственных  закупках Республики Беларусь. Абонентом  ИС «Тендеры» являются заказчики, организаторы, уполномоченные организации,  иные организации или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с Центром на оказание услуг по размещению информации о государственных закупках.

Центр осуществляет регистрацию  предоставленной абонементами ИС «Тендеры»  на бумажных носителях информации о  государственных закупках в день ее поступления. Размещение такой информации осуществляется Центром в течение 3 рабочих дней, за исключением планов. Планы размещаются Центром в  двухнедельный срок с момента  их поступления, но не позднее 20 марта  текущего года.

Информация о государственных  закупках, размещенная в ИС «Тендеры», доступна для ознакомления ее абонентам.18

В Приложении С можно увидеть примеры приглашений на участие, годового плана, запроса ценовых предложений.

По правилам МБРР обязательное годовое  размещение плана закупок нигде  не предусматривается. В общем и  целом термин планирования относительно закупок рассматривается в разрезе  понятий прокьюремента. Стоит отметить, что план закупок должен также быть увязан с текущим состоянием запасов (резервов) – возможно, удовлетворить возникшую потребность можно путем использования ранее приобретенных продуктов. В целом, вопрос эффективности использования ресурсов выходит за пределы закупочной тематики, но недоучет его в планировании закупок приводит к снижению эффективности всей системы обеспечения организации закупочного процесса. При сравнении проведённом сравнении мы можем сделать вывод, что Белорусское законодательство хорошо отвечает принципам прокьюремента, таким как открытость и прозрачность, а также подотчётность, ответственность и конкурентность.

2.9 Требования к языку при оформлении документации

 

Согласно руководству МБРР Конкурсная документация готовится на английском (в других странах также на французском или испанском) языке с оговоркой, что текст контрактных документов на этом языке имеет преимущественную силу.

В Республике Беларусь документы, оформляемые при проведении процедур закупок, составляются на белорусском или русском языке. Дополнительно допускается составление документов и на других языках, используемых в международной торговле, исходя из реальных возможностей заказчика, организатора, уполномоченной организации.

Обмен документами и сведениями при проведении процедур закупок  между заказчиком, организатором, уполномоченной организацией и участниками осуществляется в таком виде, который позволяет  достоверно установить, что они исходят  от соответствующей стороны (почта, телеграф, электронная почта, факсимильная связь и другие).

2.10 Квалификационный отбор участников

 

 

По Белорусскому законодательству, согласно ст. 7 Положения процедура  пред квалификации проводится заказчиком для определения финансовой состоятельности участников, а так же их технических возможностей.

Экономическое и финансовое положение участника, могут быть:

    1. документы, свидетельствующие о финансовом состоянии и платежеспособности на дату подачи предложения, включая бухгалтерский баланс (выписку из книги учета доходов и расходов – для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения) за предыдущий год, а также на последнюю отчетную дату текущего года. Организации, находящиеся в процессе санации, также представляют документ, устанавливающий срок ее окончания, определенный в соответствии с законодательством;
    2. аудиторские заключения, составленные по результатам аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (книг учета доходов и расходов – для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения) за последние три года;
    3. отчет об обороте товаров (работ, услуг), относящихся к предмету закупки, за последние три года;
    4. справки налоговых органов об уплате соответствующих налоговых платежей за календарный год, предшествующий дате подачи предложения;
    5. сведения о фактах (в случае, если они имели место) отказа от заключения договоров на государственные закупки и (или) неисполнения заключенных участником таких договоров за последние три года;

Технические возможности  участника, могут быть:

  1. список договоров, заключенных за последние три года, с указанием периода их действия и цен, сроков и объемов поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также получателей товаров (работ, услуг), относящихся к предмету закупки;
  2. отзывы получателей товаров (работ, услуг), относящихся к предмету закупки, о качестве поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договорам, заключенным за последние три года;
  3. документы, подтверждающие предпринимаемые меры по контролю за качеством товаров (работ, услуг), относящихся к предмету закупки, и сведения о научно-исследовательском потенциале участника;
  4. сведения о квалификации специалистов, осуществляющих производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), относящихся к предмету закупки, и информация о наличии структурных подразделений, обеспечивающих контроль за качеством товаров (работ, услуг);
  5. образцы (описания, каталоги и так далее) предлагаемых к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), достоверность которых по требованию заказчика, организатора, уполномоченной организации должна быть подтверждена;
  6. соответствующие удостоверения и (или) сертификаты, выданные и подтвержденные уполномоченным государственным органом Республики Беларусь, если это требуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сертификаты, выданные иностранными уполномоченными юридическими и физическими лицами, или их копии удостоверяются путем проставления апостиля на этих документах и при необходимости подтверждаются уполномоченными государственными органами Республики Беларусь;
  7. документы, подтверждающие полномочия участника на реализацию товаров (договор поручения, доверенность и другие), в случае, если участником будут предлагаться товары, не производимые им;
  8. документы проведенной заказчиком, организатором, уполномоченной организацией или по их поручению иными организациями проверки производственных возможностей участника, а в случае поставок технически сложных и уникальных (редких, исключительных, единственных в своем роде) товаров (выполнения технически сложных и уникальных работ, оказания технически сложных и уникальных услуг) – документы о проверке научно-исследовательского потенциала участника;
  9. документы и информация, подтверждающие возможность участника обеспечить на территории Республики Беларусь техническое обслуживание предлагаемых к поставке товаров, их ремонт, наличие запасных частей и расходных материалов.

Документы, подтверждающие соответствие участника условиям проведения процедуры закупки, заказчик, организатор, уполномоченная организация могут  требовать с учетом права участника  на охрану его интеллектуальной собственности  или коммерческой тайны и особенностей национального законодательства страны регистрации участника.

Участники, созданные либо освоившие выпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг) в период менее  трех лет с даты размещения (направления) приглашения для участия в процедуре закупки, представляют соответствующие документы за период их деятельности.19

Определенные заказчиком согласно настоящей статье квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников или участников предварительной квалификации о  соответствии их таким критериям, указываются  в документации конкурсных торгов или  квалификационной документации и требуются  при проведении переговоров с  участником (в случае применения процедуры  закупки у одного участника).

Заказчик, организатор, уполномоченная организация вправе потребовать, чтобы  все участники представили банковскую гарантию, поручительство или залог  в качестве способа обеспечения  исполнения принятых на себя обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Мы видим, что согласно Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2008 № 1987  даётся более подробный порядок предоставления объявления и более широкие рекомендации по его содержанию.

2.11 Открытость для иностранных участников

 

 Законом не предусмотрено требования по участию в процедуре закупки только отечественных производителей и их официальных представителей. Вместо этого предусмотрено, что наряду с отечественными субъектами хозяйствования, участие в процедуре могут принимать иностранные производители. К тому же, законом не предусмотрено ограничение, что участником может быть исключительно производитель или его официальный представитель. В терминах руководства МБРР мы можем отметить, что прокьюремент основывается на принципах справедливости и открытости, таким образом мы делаем вывод, что какие либо ограничения могут быть введены только на национальных торгах, но ограничения незначительные, по большей части связанные с языком на котором подготавливается документация и использованием расчётов в национальной валюте, при этом опять же отметим, что участие иностранных фирм жёсткому ограничению не подлежит.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сравнительный анализ закупок по правилам и процедурам МБРР и государственных закупок в Белоруссии