Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

цель моей курсовой: это сравнить два Конституционных суда, Федеративных государств, России и Германии. Сравнивать буду по полномочиям, составу, порядоку образования и конституционному контролю.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3-4
2. Полномочия Конституционного суда России………………………..5-8
3. Полномочия Конституционного суда Германии…………………….9-12
4. Состав Конституционного суда России и статус судей…………….13-16
5. Решение Конституционного суда России……………………………17-19
6. Состав Конституционного суда Германии……..................................20-22
7. Конституционный контроль Конституционных судов……………..23-29
-Сравнительная таблица………………………………………………30-32
8. Заключение……………………………………………………………..33-35
9. Список использованной литературы………………………………….35-37

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 186.00 Кб (Скачать)


18

 

Содержание

 

1.      Введение………………………………………………………………..3-4

2.      Полномочия Конституционного суда России………………………..5-8

3.      Полномочия Конституционного суда Германии…………………….9-12

4.      Состав Конституционного суда России и статус судей…………….13-16

5.      Решение Конституционного суда России……………………………17-19

6.      Состав Конституционного суда Германии……..................................20-22

7.      Конституционный контроль Конституционных судов……………..23-29

-Сравнительная таблица………………………………………………30-32

     8. Заключение……………………………………………………………..33-35

     9. Список использованной литературы………………………………….35-37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Правосудие- это сфера государственной деятельности, осуществляемая специально подготовленным и организованным аппаратом. Стержнем всей этой системы является суд, в организации и деятельности которого отражаются все основные проблемы правосудия. От других органов, судебные отличаются по своему существу. На правосудие возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно-наказуемых деяниях. Именно эта роль своеобразного эксперта по вопросам права наделенного правомочиями выносить окончательные суждения, обязывающие граждан, организации, учреждения и органы государства, придает правосудию особый общественный авторитет и вызывает к жизни основные, связанные с его осуществлением проблемы.

     Правосудие выступает и как своеобразный посредник между существенным управлением, гражданами и их объединениями, если последние считают, что в процессе управления нарушены их права. Подобно тому, как право признано быть, с одной стороны, средством государственного управления, а с другой - средством защиты прав и законных интересов членов общества, так и правосудие выполняет двуединую задачу: охрану интересов государства и правопорядка, с одной стороны, членов общества - с другой.

 

     Судебная власть – не примененный объект конституционного регулирования в современном мире. Действующие конституции затрагивают четыре основные аспекта организации и деятельности этой власти: ее существование как триединой системы разделения властей; организацию судебной системы; положение судьи; гарантии прав граждан в их отношениях с юстицией.

Конституционный суд восстанавливает справедливость в отношении граждан, конституционные права и свободы которых были нарушены, таким образом он обеспечивает верховенство права. Конституционное правосудие имеет большое значение: оно дисциплинирует законодателя при издании законов, чиновника при принятии правоприменительного решения, граждан в их повседневных действиях.

Важно отметить, что КС – единственный суд с функциями конституционного контроля, а не глава особой отрасли судебной юрисдикции.

В конституционном государстве не должно быть никаких не правовых действий со стороны власти. «Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем хорошего, современного закона,- это на сегодняшний день первостепенный вопрос выживания и развития России, ее успешного вхождения в современный глобальный демократический мир».*

Россия действительно может стать правовым государством. Действующая Конституция дает для этого все возможности, нужно только начать уважать Основной Закон и жить по нему, как это существует в Германии.

Итак, цель моей курсовой: это сравнить два Конституционных суда, Федеративных государств, России и Германии. Сравнивать буду по полномочиям, составу, порядоку образования и конституционному контролю.

 

 

 

 

 

 

 

Полномочия Конституционного суда России

 

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. «Конституционный Суд Российской  Федерации - судебных орган конституционного контроля, самостоятельно и      независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».  Конституционный суд безусловно относится к числу высших органов власти в Российской Федерации[1].

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской  Федерации  определяются   Конституцией   Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Конституция РФ в Главе 7 «Судебная власть» посвящают непосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются основные полномочия (компетенция) этого органа[2]. В ряде других статей, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ.

 

     В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

     1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

     а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

     в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

     г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

     2) разрешает споры о компетенции:

     а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

     в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

     3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

     4) дает толкование Конституции РФ;

     5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

     6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[3]

 

     Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Федеральный конституционный закон допускает расширение полномочий КС, разрешая Суду, в частности, пользоваться правами, предоставляемыми договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Но такие права не должны противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» ввел новое полномочие Конституционного Суда РФ: проверять по запросу Президента РФ до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ.[4]

 

 

 

 

Полномочия Конституционного суда Германии

     Федеральный конституционный суд – характерный институт германской послевоенной демократии. Основной закон наделил его правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат конституции. Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства. В рамках «конституционного спора» конституционный суд выступает в защиту гарантированного Основным законом принципа разделения властей и федеративного государственного устройства. Достаточно также одной трети депутатов Бундестага, чтобы подать жалобу против какой-либо правовой нормы («абстрактный иск по контролю правовой нормы»), что предусмотрено с целью дать возможность обращаться в конституционный суд и парламентскому меньшинству. [5]

     Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Из года в год тысячи граждан подают конституционные жалобы. Однако суд имеет право выбирать из потока жалоб лишь те, по которым может быть принято основополагающее решение в отношении действия основных прав. И, наконец, каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд с («конкретным иском по контролю правовой нормы»), если он считает, что закон противоречит конституции. Федеральный конституционный суд обладает монопольным правом толкования конституции для всей системы правосудия. [6]

Согласно Статья 93 Основного закона ФРГ в его компетенцию входит разрешение следующих категорий дел:

1. о толковании настоящего Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо верховного органа власти Федерации или других сторон, наделенных настоящим Основным законом или регламентом верховного органа власти Федерации правами, которые они могут осуществлять самостоятельно;

2. при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержанию настоящему Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли другому федеральному праву - по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;

2а. при наличии разногласий относительно того, отвечает ли закон предпосылкам абзаца 2 статьи 72 - по ходатайству Бундесрата, правительства земли либо народного представительства земли;

3. при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности, при применении землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4. по другим публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной порядок судебного рассмотрения;

4а. по конституционным жалобам, которые могут быть поданы любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, указанных в абзаце 4 статьи 20 статьях 33, 38, 101, 103 и 104;

4b. по конституционным жалобам общин или объединений общин по поводу нарушения каким-либо законом их права на самоуправление, предусмотренного статьей 28; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;

5. в других случаях, предусмотренных настоящим Основным законом.[7]

6. О прочих делах, предусмотренных Основным законом, в частности о злоупотреблении основными правами (ст.18), о неконституционности политических партий (ч. 2 ст. 21), о жалобах на решения Бундестага относительно действительности выборов либо получении или утрате депутатского мандата (ч. 2 ст. 41), об обвинении Федерального Президента  Бундестагом или Бундесратом в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона (ст.61), о переводе, отставке, или увольнении федерального судьи или судьи земли в случае обвинения его Бундестагом или ландтагом в нарушении принципов Основного закона или посягательстве на конституционный строй земли (ч. 2 и 5 ст. 98), о конституционных спорах внутри земли, если юрисдикция ФКС предусмотрена законодательством этой земли (ст. 99), по запросу суда о соответствии Основному закону федерального права или права земли, а также о соответствии закона земли федеральному закону (ч. 1 ст. 100), по запросу суда о сомнениях по поводу того, является ли норма международного публичного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для лица (ч. 2 ст. 100), о расхождении в толковании Основного закона конституционным судом земли с решением ФКС или конституционного суда другой земли (ч. 3 ст. 100), о дальнейшем существовании права в качестве федерального. (ст. 126).[8]

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ