Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:46, реферат
В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).
Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам" других лиц, т. е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-тивного метода правового регулирования.
Правовая система
есть сложноструктурное, многоуровневое
образование, состоящее из совокупности
элементов и подсистем, имеющее
свою историю, социально-экономические,
политические, национальные и культурные
основания и предпосылки
Главным компонентом (подсистемой) и одновременно
центром, ядром правовой системы является
субъект права или, шире, субъект правовой
системы. Прежде всего — это человек в
его юридическом качестве носителя субъективных
юридических прав и обязанностей и участника
правовых отношений, т. е. субъект, обладающий
способностью иметь права и обязанности,
реально имеющий и своими собственными
действиями осуществляющий эти права
и обязанности.
По тому, какие лица и организации являются
(признаются) субъектами права, каким объемом
прав и свобод они наделены и реально обладают,
пользуются, можно судить о данной правовой
системе. Например, в рабовладельческих
обществах раб не был субъектом права,
а в средневековых обществах Европы и
на древнем Востоке выделялись различные
категории лиц с неравным правовым статусом.
Лишь в ходе буржуазных революций было
провозглашено формальное равенство всех
лиц независимо от их социального положения,
национального происхождения, вероисповедания
и других различий. Объем юридической
свободы субъектов права служит тем основанием,
по которому в истории права выделяются
эпохи и типы правовой культуры.
В нашей литературе при анализе правовой
системы субъект права до последнего времени
не выделялся, что вполне понятно: личность
занимала подчиненное, второстепенное
положение в российской и советской действительности,
а потому субъект права «всплывал на поверхность»
лишь при изучении некоторых элементов
механизма правового регулирования, в
частности при анализе правового отношения.
В обновленной теории государства и права
личность, субъект права выдвигается на
центральное место во всей правовой действительности
и выступает в качестве отправного пункта
и основания научных исследований. Это
соответствует и этимологии слова «субъект»,
которое в переводе с латинского означает,
«лежащий внизу, находящийся в основе,
в основании в(.ей социальной жизни». Субъект
является носителем предметно-практической
деятельности и познания, источником активности
и развития прогресса.
В юриспруденции субъект рассматривается
как носитель прав и обязанностей и участник
правовых отношений.
Сторонники позитивистского правопонимания
подчеркивают, что названные свойства
субъект приобретает в силу правовых норм,
т.е. лишь в том случае, когда они закреплены
в позитивном, писаном праве (законодательстве).
Если же закон (государство) не соизволит
предоставить субъекту соответствующие
правовые свойства, то он и не будет субъектом
права, как не был им раб.
При социологическом подходе субъектом
права является тот, кто реально (или через
своих представителей) участвует в правовой
деятельности, вступает в правовые отношения,
заключает сделки, договоры и т. п., т. е.
тот, кого сами участники данных отношений
признают в качестве субъекта независимо
от того, как к этому отнесется государство.
Согласно естественно-правовой доктрине
юридические свойства субъекта права
принадлежат человеку от рождения - никто
ему их не дает и никто не может их отнять.
В Конституции РФ признано, что «человек,
его права и свободы являются высшей ценностью»,
а «основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое
закрепление положения о том, что человек
есть основание и центр российской правовой
системы; все остальные ее субъекты —
организации, объединения, хозяйственные
общества и товарищества, органы государства
суть лишь производные образования, следствие
активной деятельности человека, самоопределяющегося
в любой из названных форм.
Вся деятельность государства, его органов
и должностных лиц направлена на утверждение
прав и свобод человека и гражданина, которые,
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции
РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина
— основная функция государства. В то
же время носителем суверенитета и источником
государственной власти является многонациональный
народ, а в конечном счете человек и гражданин,
объединенный в крупную социальную общность
— российский народ, население Российской
Федерации. Таким образом, щ основания
правовой системы вырастает государственность
в целом.
Сказанное вполне логично для правового
государства, где право выступает первичным,
фундаментальным фактором во взаимоотношении
«право — государственность». Носителем
права здесь является человек, общество
в целом, которое передает государству
часть своих прав и полномочий, заключая
тем самым (по идее, или условно) общественный
договор для того, чтобы государство обеспечивало
безопасность человека, защищало его от
произвола и хаоса, гарантировало реальность
прав и свобод. Человек и гражданин как
избиратель формирует органы государственной
власти и местного самоуправления, выражает
свою политическую волю на референдумах
и свободных выборах, участвует в отправлении
правосудия через институт присяжных
заседателей.
Стратегическими целями развития российской
политической системы и государственности
сегодня являются:
1) построение такого государственно-правового
механизма, который был бы действительно
направлен на реальное обеспечение провозглашенного
Конституцией РФ положения о правах человека
как высшей ценности;
2) отработка системы реального воздействия
человека на государство через институты
гражданского общества, которые пока находятся
в стадии становления. Обе задачи глобальные
и долговременные. От их решения, однако,
будет зависеть реальность рассматриваемого
здесь положения о субъекте как центре
и основе российской правовой системы.
В настоящее время это — лишь идеал, цель
нашего политико-правового развития.
Не менее важный элемент правовой системы
— правовое сознание, которое не существует
в отрыве от субъекта и может рассматриваться
отдельно лишь в ходе теоретического анализа.
Правосознание традиционно определяется
как совокупность идей, чувств, представлений
о праве действующем и желаемом, о действиях
органов и лиц в сфере правового регулирования.
Это весьма формалистическая дефиниция,
слабо специфицирующая анализируемый
феномен. Более содержательно правосознание
можно определить как совокупность эмоционально-чувственных
и мысленных, идеальных образов, при помощи
которых человек воспринимает и оценивает
наиболее существенные общественные отношения
(в частности, по производству, обмену
и присвоению различных благ) в категориях
прав и обязанностей, эквивалентности
деяния и воздаяния за него, равенства,
справедливости, свободы и защиты от произвола,
ответственности за нарушение правовых
норм и договоров и т.д., а также действует
в сфере правового регулирования (установления
правовых норм и их реализации).
Общественное сознание становится правовым
лишь после того, как в нем сформируются
идеи о юридической нормативности в качестве
основы жизнедеятельности и упорядоченности,
противостоящей хаосу и произволу, идеи
о воздаянии за правонарушения, формальном
равенстве и справедливости, защите личности,
ее собственности от произвола других
субъектов, в том числе государства, идеи
о судебном разбирательстве конфликтов
и др.
Русская культура не имела достаточно
времени для того, чтобы в ней естественным
путем появились только собственные правовые
формы и отношения. А потому наряду с последними
действовали и заимствованные—византийские,
литовские, шведские и др. Россия, как отмечал
Ф.М. Достоевский, была предельно открыта
чужому историческому опыту. Однако если
правовые формы лишены прочной основы
в общественном сознании, не вырастают
из него, а лишь навязываются извне государством,
то они очень легко отторгаются этим общественным
сознанием и психологией, которые предпочитают
праву иные, более понятные и хорошо знакомые
ему формы регуляции общественных отношений:
моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые,
религиозные и т. п.
Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся
культуре, когда человек начинает осознавать
себя, свою уникальность, свою собственную
сущность. Личное самосознание, личное
достоинство — абсолютно необходимые
предпосылки формирования правового сознания
и правовой культуры в целом. Их отсутствие
или слабость, а также авторитарная государственность,
ряд других обстоятельств привели к формированию
правового нигилизма — системы взглядов
и представлений, отрицательно оценивающих
роль права в жизни общества. Широко известна
крайняя нигилистичность по отношению
к праву не только широких слоев российского
населения, но и отдельных знаменитых
его представителей: Л. Н. Толстого, всех
лидеров коммунистического эксперимента,
ряда современных общественных и культурных
деятелей.
Если в общественном правовом сознании
выделить правовую идеологию и психологию,
то можно сказать, что в России правовой
нигилизм проявляется на обоих уровнях.
В правовую идеологию он проникал через
марксизм-ленинизм — «знамя нашей эпохи».
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты
находятся в оппозиции к праву и даже к
такому его проявлению, как права человека,
а В. Ленин определял диктатуру пролетариата
как государственную власть, не связанную
и не ограниченную никакими законами,
опирающуюся непосредственно на насилие.
В правовой психологии широких слоев населения
в силу антинародной политики должностных
лиц государства, попрания прав и свобод
граждан было бы наивно искать положительное
отношение к праву. Исключение составляли
одиночки, положившие в середине 60-х гг.
начало диссидентскому (правозащитному
по сути) движению в СССР. И лишь с середины
80-х можно говорить о начале нового этапа
в развитии общественного правового сознания
в России, когда внимание общества стало
сосредоточиваться на идеях прав и свобод
личности, на идее обществейного договора
и необходимости формирования такого
политического устройства, при котором
государство зависит от гражданского
общества.
Следующий компонент правовой системы
— правовая деятельность, складывающаяся
из правотворческой деятельности органов
государственной власти, из право-применительной
деятельности правоохранительных (суда,
органов внутренних дел, прокуратуры и
т.д.) и иных органов государства, а также
из деятельности по реализации права всеми
названными органами и иными организациями
и субъектами российской правовой системы.
Через правотворческую деятельность,
которая отражает основные социально-экономические,
культурные и иные потребности общества,
в нормативно-правовую систему включаются
юридические предписания — нормы, программы,
модели поведения деятельности людей
и органов (организаций) российского общества.
Крупная, можно сказать, глобальная задача,
которую нужно решить в ходе правотворческой
деятельности в ближайшие годы - формирование
практически новой нормативно-правовой
системы (системы законодательства), которая
бы отражала и направляла происходящие
в обществе изменения фундаментальных
начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной
экономики к экономике, где значительную
роль играют частная собственность, приватизированные
предприятия, частнопредпринимательская
деятельность; от всеобщей имущественной
унификации в нищете (за малым исключением)
к формированию среднего класса, созданию
достойного человека уровня материального
благосостояния; от навязываемой народу
узкой группой партийного руководства
политики к политике, основанной на интересах
электората и определяемой в конечном
счете избирателями; от имперской национальной
политики к политике, основанной на равноправии
и самоопределении народов в Российской
Федерации.
Для выполнения этих задач правотворческая
деятельность должна отвечать ряду требований.
Прежде всего она должна быть законодательно
урегулированной так, чтобы был сформирован
работающий механизм по выявлению, учету
и согласованию интересов всех групп и
слоев российского общества, по созданию
юридически совершенных нормативно-правовых
актов. На уровне Федерального Собрания
РФ требуется выработка основополагающих
в этой сфере нормативно-правовых документов
— регламентов палат, в особенности Государственной
Думы; на уровне субъектов Федерации —
создание модельного регламента их законодательных
(представительных) органов, в котором
были бы отражены общие принципы и особенности
их собственной законодательной деятельности
и участия в федеральном законотворчестве.
Особое внимание федеральный законодатель
должен уделять системному, кодификационному
право-творчеству, результатом которого
станут крупные блоки правовых норм, комплексно
регулирующие области, виды общественных
отношений.
Вторым по значению после правотворчества
видом юридической деятельности является
правоприменение — властное индивидуально-правовое
регулирование общественных отношений.
Основное предназначение правоприменитель-ной
деятельности — проведение в жизнь правовых
норм с учетом индивидуальных особенностей
ситуации.
Кроме того, через правоприменение осуществляется
государственное принуждение в случае
нарушения правовых норм. И здесь на первое
место выходит правосудие, органы которого
тоже действуют на основании закона. Однако
их деятельность не ограничивается применением
права в точном смысле этого слова. «Правосудие,—
отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое
претворение в жизнь писаных юридических
предписаний (как это было в советскую
эпоху), а само живое право, право в жизни».
Сказанное означает, что суды при решении
конкретных дел могут и должны применять
принципы и нормы международного права,
которые в соответствии с Конституцией
РФ являются составной частью правовой
системы России. Они также должны ориентироваться
и на фундаментальные правовые ценности—
права человека, которые могут быть закреплены
лишь в самом общем виде в принципах права
или правового сознания. «Права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
.и обеспечиваются правосудием» (ст. 18
Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения
дела суд установит факт несоответствия
акта государственного или иного органа
закону, то решение принимается в соответствии
с законом (ст. 120 Конституции РФ).
Конституция РФ установила также широкий
круг новых и уточнила известные ранее
права граждан в области судопроизводства
и правовой системы в целом: право каждого
человека на судебную защиту всеми не
запрещенными законом способами, право
на обжалование в суд действий и решений
не только должностных лиц, но и органов
государственной власти, местного самоуправления,
общественных объединений, право на обращения
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты, право на получение
квалифицированной юридический помощи,
право пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента задержания, заключения
под стражу или предъявления обвинения,
право считаться невиновным до вступления
в силу приговора суда (презумпция невиновности),
право на освобождение от свидетельских
показаний против себя самого и своих
близких родственников, право на возмещение
ущерба, причиненного государством, и
др. В нашей правовой системе возрожден
институт присяжных заседателей.
Перечисленные новеллы говорят о том,
что роль и значение правосудия в нашей
стране многократно возрастают и в перспективе
статус решений судебных органов должен
приблизиться (в сфере прав человека) к
статусу судебных решений в странах прецедентного
права. Конституция РФ дает юридические
основания для такого вывода.
Третьим видом юридической деятельности
является правовое поведение граждан,
организаций и органов, складывающееся
в конечном счете во всеобъемлющий правовой
порядок в стране. В любом государственно-организованном
обществе законодатель может устанавливать
те или иные юридические нормы и принципы,
тот или иной правовой статус лиц и организаций,
а общественное правовое сознание — стремиться
и желать установления и (или) соблюдения
каких угодно прав и свобод, каких угодно
правовых режимов, но если это не будет
воплощено в реальном правовом порядке,
то уровень правовой культуры в данном
обществе станет отражать не идеальные
мотивы и стремления, а то, что есть на
самом деле.
Последним по счету, но не по значению,
является такой компонент правовой системы,
как нормативно-правовые акты — писаное
право, составляющее нормативно-правовую
подсистему правовой системы. С точки
зрения юристов позитивистской ориентации,
нормативно-правовые акты суть центр правовой
системы, а с позиции сторонников естественно-правовой
доктрины, отстаиваемой в настоящей работе,—
это не более чем важный ее компонент.
Но считать подход позитивистов полностью
ошибочным было бы методологически некорректно:
это стиль мышления, мировоззрение, имеющее
известные конкретно-исторические обоснования
и пределы.
Термин «законодательство» в теории и
на практике используется в широком и
узком смысле. В узком смысле — это система
действующих законов. Законодательство
в широком смысле слова означает все действующие
в стране нормативные акты.
Важными новеллами являются следующие
серьезные «приобретения» нашей правовой
системы за время реформ.
Новелла первая. Конституция РФ имеет
сейчас не только высшую юридическую силу
(так было и раньше. хотя формально-теоретически),
но и прямое действие, что означает право
и обязанность суда, других органов государственной
власти и управления, всех должностных
лиц при отсутствии необходимого закона
применять непосредственно Конституцию,
на которую в таком случае делается прямая
отсылка. Например, пока в РФ не будет принят
федеральный закон о замене военной службы
альтернативной гражданской службой суды
при обращении к ним граждан, вероисповеданию
которых несение военной службы противоречит,
должны будут ссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции
РФ. И такая практика уже имеется.
Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции
РФ «неопубликованные законы не применяются».
Данная норма направлена на искоренение
практики «тайной дипломатии» советского
государства против своего народа, которая
была широко распространена и выражалась
в том, что неопубликованные нормативные
акты регулировали, а точнее, ограничивали
права и свободы советских граждан, налагали
на них новые обязанности. Но еще более
важно положение п. 3 о том, что не только
законы, но и «любые нормативные акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения».
Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции
«общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора». Приведенное правило, во-первых,
делает нашу правовую систему открытой
для передовых, прогрессивных положений,
принципов и норм международного права,
так как они теперь входят в нее составной
частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет
норм, содержащихся в международных договорах
Российской Федерации, перед внутринациональным
законодательствам. Сказанное относится
и к международным договорам СССР, так
как Россия является его правопреемником.
Наиболее важное значение имеют Пакты
о гражданских и политических, а также
об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г. и конвенции Международной
организации труда (МОТ).
В российской правовой системе происходят
ныне и другие весьма важные изменения.
Например, резко возрастает роль закона
в системе источников права. Такое положение
обусловлено общим духом и смыслом Конституции
РФ, провозгласившей Россию демократическим
федеративным правовым государством,
прямым ее указанием на то, что законы
имеют верховенство на всей территории
РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении
дела несоответствие акта государственного
или иного органа закону, принимают решение
согласно закону (ст. 120).
Сегодня в России идет процесс становления
частного права. Государство встает на
защиту тех договоренностей, которые заключили
между собой частные лица. Этот процесс
можно сравнить с разгосударствлением
социалистической собственности, приватизацией.
Как в сфере экономики появляется субъект,
наделенный частной собственностью, так
и в правовой сфере возникает субъект,
наделенный существенной автономией,
независимостью, возможностью самостоятельно,
свободно и в своем интересе решать свои
частные дела, не причиняя при этом ущерба
правам и законным интересам" других
лиц, т. е. субъект, частное право которого
гарантируется государством. Это приводит
к росту значения диспози-тивного метода
правового регулирования.
Принципиально новым феноменом в истории.
российской правовой системы является
наделение всех субъектов РФ правом издания
законов, что приведет к формированию
наряду с федеративной нормативно-правовой
системой самостоятельных региональных
нормативно-правовых систем, а в рамках
федеративного права, кроме того, должна
сложиться новая подсистема -коллизионное
право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это
значительно усложняет правовое регулирование,
но увеличивает «приближенность» субъекта
регулирования к объектам, а также роль
правосудия как центра разрешения всевозможных
споров и коллизий.
Российская правовая система находится
ныне в ситуации глубоких структурных
реформ. При этом основным направлением
ее развития- является построение правового
государства на базе развитого гражданского
общества, где центральным звеном, высшей
ценностью выступали бы права человека,
реально обеспеченные, гарантированные
и защищенные.