Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:47, курсовая работа
Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.
Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Создание и современное состояние конституционного правосудия в РФ…… 4
1.1. Создание и деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… 4 - 6
1.2. Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………………………. 6 - 8
1.3. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... 8 - 9
2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение…………………………………………………………… 10
2.1. Состав, порядок образования Конституционного Суда……………………….. 10 - 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ……………………………………… 13 - 15
2.3. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение. Действие и исполнение решений…………………….. 15 - 17
3. Конституционный контроль, его понятие и истоки…………………………… 18 - 21
4. Конституционный Суд РФ как самостоятельный и независимый орган судебной власти………………………………………………………………….. 22
4.1. Судебная власть и ее осуществление Конституционным Судом РФ………… 22 - 24
4.2. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. 24 - 25
4.3. Бюджетное финансирование Конституционного Суда Российской Федерации как важнейшая гарантия его самостоятельности и независимости……………………………………………………………………. 26 - 27
5. Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………………... 28 - 30
6. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ. 31 - 33
7. Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… 34
7.1. Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... 34 - 35
7.2. Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. 35 - 36
7.3. Значение решений Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… 36 - 37
Заключение……………………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………………….. 39 - 40
Федеральное агентство по образованию
Волжский гуманитарный институт
(филиал)
Волгоградского
государственного университета
Кафедра
теории и истории
права и государства
Курсовая
работа
По дисциплине
« Конституционное право
России»
На тему Правовая
природа Конституционного
Суда РФ и его место
в системе органов государственной
власти
План:
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Создание и
современное состояние |
4 |
1.1. | Создание и деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… | 4 - 6 |
1.2. | Переходный
период в деятельности Конституционного
Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………… |
6 - 8 |
1.3. | Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... | 8 - 9 |
2. | Полномочия, состав,
порядок образования |
10 |
2.1. | Состав, порядок образования Конституционного Суда……………………….. | 10 - 12 |
2.2. | Полномочия Конституционного Суда РФ……………………………………… | 13 - 15 |
2.3. | Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение. Действие и исполнение решений…………………….. | 15 - 17 |
3. | Конституционный
контроль, его понятие и истоки………………………… |
18 - 21 |
4. | Конституционный
Суд РФ как самостоятельный и
независимый орган судебной власти……………………………………………………………… |
22 |
4.1. | Судебная власть и ее осуществление Конституционным Судом РФ………… | 22 - 24 |
4.2. | Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. | 24 - 25 |
4.3. | Бюджетное финансирование
Конституционного Суда Российской Федерации
как важнейшая гарантия его самостоятельности
и независимости……………………………………… |
26 - 27 |
5. | Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………………... | 28 - 30 |
6. | Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ. | 31 - 33 |
7. | Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… | 34 |
7.1. | Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... | 34 - 35 |
7.2. | Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. | 35 - 36 |
7.3. | Значение решений Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… | 36 - 37 |
Заключение…………………………………………………… |
38 | |
Список
использованной литературы…………………………………………………. |
39 - 40 |
Введение
Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. Конституционные суды – это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.
Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля – свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть. Принципиально по-новому определили статус, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (раз.1, гл.1, ст.1).
Место
и роль Конституционного Суда настолько
значительны и многообразны, что
вызывает необходимость более подробно
рассмотреть вопрос о конституционно-правовом
статусе этого органа. Поэтому основное
внимание в данной работе будет обращено
к исследованию порядка образования, структуре,
полномочиям и функциям возложенных на
Конституционный Суд Российской Федерации,
как орган, осуществляющий конституционный
контроль.
День
рождения Конституционного Суда России
отмечают в конце октября. 30 октября
1991 года конституционные судьи провели
свое первое рабочее совещание. Но до сих
пор ведутся споры о том, какую, же дату
следует считать подлинным днем рождения
Суда – день принятия первого закона о
Конституционном Суде, день выборов судей
или день первого заседания нового судебного
органа? 1 Так окунемся немного в
историю.
Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства, — новый институт в истории российской государственности.
Конституционный Суд в России был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", принятого вторым (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР. Предшественником его в период 1989—1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стране не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конституционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реально осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.2
За время действия Закона "О Конституционном Суде РСФСР" поправок в него не вносилось. 29-30 октября 1991 года продолживший свою работу пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционный Суд в составе 13 судей (остались две вакансии). Существенно расширил конституционные основы деятельности Конституционного Суда Закон РФ от 21 апреля 1992 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятый шестым Съездом народных депутатов РФ. Конституционный Суд РФ, его компетенция и порядок конституционного судопроизводства в нем устанавливаются Законом о Конституционном Суде РФ".
Кроме того, и это главное, Закон от 21 апреля 1992 года дополнил Конституцию статьей 1651, подробно регламентирующей компетенцию Конституционного Суда. Прежде всего, компетенция Конституционного Суда была расширена, за счет полномочий разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, споры о компетенции между государственными органами. В связи с подписанием Федеративного договора Закон от 21 апреля 1992 года дополнил Конституцию, в частности, статьи 815, 845, 8415, согласно которым споры о компетенции при издании актов федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом. В Конституцию была включена статья 861, предусматривающая, что для досрочного прекращения полномочий краевых, областных и местных Советов народных депутатов требуется заключение Конституционного Суда. После этого вплоть до принятия новой Конституции РФ конституционные положения о Конституционном Суде не изменялись.
Создание Конституционного Суда в России — своевременный и оправданный шаг в процессе формирования правового демократического государства, новой правовой системы, проведения судебной реформы.
В первый период его деятельности, в 1992—1993 гг., Конституционным Судом рассмотрено 27 дел, из них 119 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, указов Президента и др.), 8 — по индивидуальным жалобам граждан.
Конституционный Суд в своих решениях последовательно отстаивал действие конституционного принципа разделения властей как основы организации и деятельности правового государства, при которой каждая ветвь власти самостоятельна и полновластна в рамках своих полномочий, не вторгается в компетенцию других властей, а отношения между ними строятся на взаимодействии, взаимном контроле и уравновешивании при ответственности за свои решения и действия. Конституционный Суд играл положительную роль в формировании России как федеративного государства. Положения Федеративного договора в значительной мере определили суть ряда принятых Конституционным Судом решений.
Первая группа решений Конституционного Суда касалась суверенитета РФ, республик, входящих в ее состав, большинство из которых к этому времени приняли декларации о своей независимости и суверенитете. Вторая группа решений Конституционного Суда касалась защиты прав субъектов РФ от превышения полномочий со стороны федеральных властей, а также от нарушений со стороны других субъектов Федерации.
Уважение
и соблюдение прав человека и гражданина
— один из главных показателей состояния
конституционности как правового режима
функционирования демократического государства.
Первые два года деятельности Конституционного
Суда были для него непростыми. Иначе и
не могло быть. Конституционный Суд —
детище времени, своего общества, в котором
происходят качественные преобразования.
Нельзя не учитывать решающего воздействия
комплекса объективных и субъективных
факторов, чрезвычайно сложной экономической,
политической, правовой, социально-психологической
ситуации в России в этот период, противоречивости
этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости.
3
Судьи и ряд специалистов аппарата Конституционного Суда РФ активно участвовали в заседаниях секций Конституционного Совещания по подготовке проекта новой Конституции РФ, в его Комиссии конституционного арбитража. Сразу же началась большая подготовительная работа по разработке концепции и основных положений нового Закона о Конституционном Суде РФ. В этих целях 19 октября 1993 года было проведено заседание Научно-консультативного Совета при Конституционном Суде РФ, в котором приняли участие видные ученые-специалисты в области теории права, конституционного и других отраслей права.
25 октября 1993 года Президенту РФ были направлены предложения Конституционного Суда РФ об организационно-правовой реформе конституционного контроля в РФ, подготовленные, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
После издания Указа Президента РФ от 7 октября 1993 года в Администрации Президента РФ рассматривались меры по изменению состава Конституционного Суда РФ, в частности, по выведению из него наиболее "одиозных" фигур. В частности, для полной смены состава Конституционного Суда РФ предлагалось назвать его Конституционным Арбитражем РФ либо Конституционной Палатой РФ в качестве самостоятельного государственного органа либо в составе Верховного Суда РФ. Такой вариант формирования Конституционного Суда явился бы логическим продолжением положений Указа Президента РФ от 7 октября 1993 года. Конституционное совещание, созванное по инициативе Президента Российской Федерации, разрабатывая проект новой Конституции Российской Федерации, не поддержало идею превращения Конституционного Суда в Конституционную коллегию Верховного Суда, ибо необходимость существования Конституционного Суда именно как самостоятельного органа прочно укоренилась в общественном сознании, а положительная сторона его деятельности все же была определяющей.
Конституция РФ 1993 года существенно изменила статус Конституционного Суда. Его состав был увеличен с 15 до 19 судей. Изменился порядок образования Конституционного Суда, назначения его судей. Полномочия Конституционного Суда РФ определены в статье 125 и в ряде других статей Конституции РФ. Конституционный Суд РФ сохранил право законодательной инициативы по вопросам его ведения и право направлять послания Федеральному Собранию РФ. В результате Конституционный Суд превращался в третью палату парламента. Появились и новые полномочия Конституционного Суда, например, право толкования Конституции РФ. Ряд полномочий Конституционного Суда не был сохранен с целью размежевания компетенции с другими судами.
30 марта
1994 года были подведены