Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Создание и современное состояние конституционного правосудия в РФ…… 4
1.1. Создание и деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… 4 - 6
1.2. Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………………………. 6 - 8
1.3. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... 8 - 9
2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение…………………………………………………………… 10
2.1. Состав, порядок образования Конституционного Суда……………………….. 10 - 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ……………………………………… 13 - 15
2.3. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение. Действие и исполнение решений…………………….. 15 - 17
3. Конституционный контроль, его понятие и истоки…………………………… 18 - 21
4. Конституционный Суд РФ как самостоятельный и независимый орган судебной власти………………………………………………………………….. 22
4.1. Судебная власть и ее осуществление Конституционным Судом РФ………… 22 - 24
4.2. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. 24 - 25
4.3. Бюджетное финансирование Конституционного Суда Российской Федерации как важнейшая гарантия его самостоятельности и независимости……………………………………………………………………. 26 - 27
5. Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………………... 28 - 30
6. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ. 31 - 33
7. Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… 34
7.1. Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... 34 - 35
7.2. Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. 35 - 36
7.3. Значение решений Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… 36 - 37
Заключение……………………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………………….. 39 - 40

Файлы: 1 файл

Курсовик(готовый).doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Волжский  гуманитарный институт

(филиал)

Волгоградского  государственного университета 
 
 
 
 

Кафедра теории и истории  права и государства 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине « Конституционное право России» 

На тему Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Создание и  современное состояние конституционного правосудия в РФ…… 4
1.1. Создание и  деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… 4 - 6
1.2. Переходный  период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………………………. 6 - 8
1.3. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... 8 - 9
2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и  юридическое значение…………………………………………………………… 10
2.1. Состав, порядок  образования Конституционного Суда……………………….. 10 - 12
2.2. Полномочия  Конституционного Суда РФ……………………………………… 13 - 15
2.3. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и  юридическое значение. Действие и  исполнение решений…………………….. 15 - 17
3. Конституционный контроль, его понятие и истоки………………………… 18 - 21
4. Конституционный Суд РФ как самостоятельный и  независимый орган судебной власти………………………………………………………………….. 22
4.1. Судебная власть и ее осуществление Конституционным  Судом РФ………… 22 - 24
4.2. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. 24 - 25
4.3. Бюджетное финансирование Конституционного Суда Российской Федерации  как важнейшая гарантия его самостоятельности  и независимости……………………………………………………………………. 26 - 27
5. Статус судьи  Конституционного Суда РФ……………………………………... 28 - 30
6. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным  Судом РФ. 31 - 33
7. Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… 34
7.1. Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... 34 - 35
7.2. Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. 35 - 36
7.3. Значение решений  Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… 36 - 37
Заключение……………………………………………………………………………… 38
Список  использованной литературы………………………………………………….. 39 - 40
 
 
 

Введение

     Конституционные суды в мире насчитывают более  чем 70-летнюю  историю. В России такой  орган  был  учрежден  8  лет  тому  назад,  решением  Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России.  Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. Конституционные  суды  –  это  институт,  органичный  для   правового государства, где есть разделение властей и четко  выражено  стремление  жить по закону. Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать  Конституцию, закон, права граждан.

       Образование  конституционных   судов  как  особых   судебных   органов конституционного контроля –  свидетельство  того,  что  происходит  правовое обогащение   общества.   Они,   несомненно,   усиливают   судебную   власть. Принципиально  по-новому  определили  статус,   полномочия,   порядок образования и деятельности Конституционного Суда Конституция РФ  1993  г. и Федеральный  конституционный  закон  о   Конституционном   Суде   Российской Федерации от 21 июля 1994 г.

       Конституционный  Суд  не   только   особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него  функции  и  полномочия  по обеспечению верховенства и прямого действия  Конституции,  баланса  властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган  одного  уровня  с федеральными  звеньями  президентской,  законодательной   и   исполнительной властей. Конституционный Суд РФ – судебный  орган  конституционного  контроля, самостоятельно  и  независимо  осуществляющий  судебную  власть  посредством конституционного судопроизводства (раз.1, гл.1, ст.1).

     Место и роль Конституционного Суда настолько  значительны и многообразны, что  вызывает необходимость более подробно рассмотреть вопрос о конституционно-правовом статусе этого органа. Поэтому основное внимание в данной работе будет обращено к исследованию порядка образования, структуре, полномочиям и функциям возложенных на Конституционный Суд Российской Федерации, как орган, осуществляющий конституционный контроль.  
 
 
 
 
 
 

  1. Создание  и современное  состояние конституционного правосудия в РФ.

     День  рождения Конституционного Суда России отмечают в конце октября. 30 октября 1991 года конституционные судьи провели  свое первое рабочее совещание. Но до сих пор ведутся споры о том, какую, же дату следует считать подлинным днем рождения Суда – день принятия первого закона о Конституционном Суде, день выборов судей или день первого заседания нового судебного органа? 1 Так окунемся немного в историю.  

    1. Создание  и деятельность Конституционного Суда РФ 1991 -1993 гг.

Конституционное правосудие как особый вид конституционного контроля, осуществляемого посредством  конституционного судопроизводства, —  новый институт в истории российской государственности.

Конституционный Суд в России был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", принятого  вторым (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР. Предшественником его в период 1989—1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стране не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конституционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реально осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.2

За время  действия Закона "О Конституционном  Суде РСФСР" поправок в него не вносилось. 29-30 октября 1991 года продолживший свою работу пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционный Суд в составе 13 судей (остались две вакансии). Существенно расширил конституционные основы деятельности Конституционного Суда Закон РФ от 21 апреля 1992 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятый шестым Съездом народных депутатов РФ. Конституционный Суд РФ, его компетенция и порядок конституционного судопроизводства в нем устанавливаются Законом о Конституционном Суде РФ".

Кроме того, и это главное, Закон от 21 апреля 1992 года дополнил Конституцию  статьей 1651, подробно регламентирующей компетенцию Конституционного Суда. Прежде всего, компетенция Конституционного Суда была расширена, за счет полномочий разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, споры о компетенции между государственными органами. В связи с подписанием Федеративного договора Закон от 21 апреля 1992 года дополнил Конституцию, в частности, статьи 815, 845, 8415, согласно которым споры о компетенции при издании актов федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом. В Конституцию была включена статья 861, предусматривающая, что для досрочного прекращения полномочий краевых, областных и местных Советов народных депутатов требуется заключение Конституционного Суда. После этого вплоть до принятия новой Конституции РФ конституционные положения о Конституционном Суде не изменялись.

Создание  Конституционного Суда в России —  своевременный и оправданный  шаг в процессе формирования правового  демократического государства, новой  правовой системы, проведения судебной реформы.

В первый период его деятельности, в 1992—1993 гг., Конституционным Судом рассмотрено 27 дел, из них 119 — по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, указов Президента и др.), 8 — по индивидуальным жалобам граждан.

Конституционный Суд в своих решениях последовательно  отстаивал действие конституционного принципа разделения властей как основы организации и деятельности правового государства, при которой каждая ветвь власти самостоятельна и полновластна в рамках своих полномочий, не вторгается в компетенцию других властей, а отношения между ними строятся на взаимодействии, взаимном контроле и уравновешивании при ответственности за свои решения и действия. Конституционный Суд играл положительную роль в формировании России как федеративного государства. Положения Федеративного договора в значительной мере определили суть ряда принятых Конституционным Судом решений.

Первая  группа решений Конституционного Суда касалась суверенитета РФ, республик, входящих в ее состав, большинство из которых к этому времени приняли декларации о своей независимости и суверенитете. Вторая группа решений Конституционного Суда касалась защиты прав субъектов РФ от превышения полномочий со стороны федеральных властей, а также от нарушений со стороны других субъектов Федерации.

     Уважение  и соблюдение прав человека и гражданина — один из главных показателей состояния конституционности как правового режима функционирования демократического государства. Первые два года деятельности Конституционного Суда были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конституционный Суд — детище времени, своего общества, в котором происходят качественные преобразования. Нельзя не учитывать решающего воздействия комплекса объективных и субъективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости. 3 

    1. Переходный  период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)

     Судьи и ряд специалистов аппарата Конституционного Суда РФ активно участвовали в заседаниях секций Конституционного Совещания по подготовке проекта новой Конституции РФ, в его Комиссии конституционного арбитража. Сразу же началась большая подготовительная работа по разработке концепции и основных положений нового Закона о Конституционном Суде РФ. В этих целях 19 октября 1993 года было проведено заседание Научно-консультативного Совета при Конституционном Суде РФ, в котором приняли участие видные ученые-специалисты в области теории права, конституционного и других отраслей права.

25 октября  1993 года Президенту РФ были направлены предложения Конституционного Суда РФ об организационно-правовой реформе конституционного контроля в РФ, подготовленные, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

После издания Указа Президента РФ от 7 октября 1993 года в Администрации Президента РФ рассматривались меры по изменению состава Конституционного Суда РФ, в частности, по выведению из него наиболее "одиозных" фигур. В частности, для полной смены состава Конституционного Суда РФ предлагалось назвать его Конституционным Арбитражем РФ либо Конституционной Палатой РФ в качестве самостоятельного государственного органа либо в составе Верховного Суда РФ. Такой вариант формирования Конституционного Суда явился бы логическим продолжением положений Указа Президента РФ от 7 октября 1993 года. Конституционное совещание, созванное по инициативе Президента Российской Федерации, разрабатывая проект новой Конституции Российской Федерации, не поддержало идею превращения Конституционного Суда в Конституционную коллегию Верховного Суда, ибо необходимость существования Конституционного Суда именно как самостоятельного органа прочно укоренилась в общественном сознании, а положительная сторона его деятельности все же была определяющей.

Конституция РФ 1993 года существенно изменила статус Конституционного Суда. Его состав был увеличен с 15 до 19 судей. Изменился порядок образования Конституционного Суда, назначения его судей. Полномочия Конституционного Суда РФ определены в статье 125 и в ряде других статей Конституции РФ. Конституционный Суд РФ сохранил право законодательной инициативы по вопросам его ведения и право направлять послания Федеральному Собранию РФ. В результате Конституционный Суд превращался в третью палату парламента. Появились и новые полномочия Конституционного Суда, например, право толкования Конституции РФ. Ряд полномочий Конституционного Суда не был сохранен с целью размежевания компетенции с другими судами.

30 марта  1994 года были подведены результаты. В итоге были уточнены положения о принципах деятельности и полномочиях Конституционного Суда и его Секретариата, внесены изменения в ряд статей проекта, регламентирующего конституционное судопроизводство, включена поправка, предусматривающая, что никакая другая деятельность не должна мешать судьям Конституционного Суда выполнять их основные обязанности (часть первая статьи 11); исключено положение, которое могло быть истолковано как наделение Конституционного Суда законодательными полномочиями, установлено, что Конституционный Суд может начать свою полномасштабную деятельность лишь после заполнения имеющихся вакансий.

Информация о работе Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти