Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Создание и современное состояние конституционного правосудия в РФ…… 4
1.1. Создание и деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… 4 - 6
1.2. Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………………………. 6 - 8
1.3. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... 8 - 9
2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение…………………………………………………………… 10
2.1. Состав, порядок образования Конституционного Суда……………………….. 10 - 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ……………………………………… 13 - 15
2.3. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение. Действие и исполнение решений…………………….. 15 - 17
3. Конституционный контроль, его понятие и истоки…………………………… 18 - 21
4. Конституционный Суд РФ как самостоятельный и независимый орган судебной власти………………………………………………………………….. 22
4.1. Судебная власть и ее осуществление Конституционным Судом РФ………… 22 - 24
4.2. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. 24 - 25
4.3. Бюджетное финансирование Конституционного Суда Российской Федерации как важнейшая гарантия его самостоятельности и независимости……………………………………………………………………. 26 - 27
5. Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………………... 28 - 30
6. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ. 31 - 33
7. Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… 34
7.1. Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... 34 - 35
7.2. Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. 35 - 36
7.3. Значение решений Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… 36 - 37
Заключение……………………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………………….. 39 - 40

Файлы: 1 файл

Курсовик(готовый).doc

— 256.50 Кб (Скачать)
    1. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии.

     Конституционный Суд Российской Федерации действует  самостоятельно, независимо от других властей и полновластно в рамках своих полномочий, не вторгается в компетенцию других властей и свои решения строит на взаимодействии, взаимном контроле и уравновешивании при ответственности за свои решения и действия.19

Независимость Конституционного Суда является одним из основных принципов его организации и функционирования. Конституционный Суд никому не подотчетен и не подконтролен. Независимость Конституционного Суда при осуществлении его полномочий (компетенции) обеспечивается специфическими условиями, средствами и мерами (гарантиями).

     Следует отметить один важный аспект обеспечения  самостоятельности и независимости  конституционных судов. В Федеральном  конституционном законе "О Конституционном  Суде Российской Федерации" установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Однако это не означает, что Конституционный Суд стоит вне политики, а его решения не носят политического характера, не влекут определенных политических последствий. Конституционный Суд Российской Федерации проводит в жизнь лишь ту политику, которая воплощена в Конституции Российской Федерации. Быть вне политики, не переходить за границы права — это искусство самой практики Конституционного Суда, которое зависит от личных качеств судей, их установок, жизненного опыта, мудрости, совести и даже мужества.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации  независим в осуществлении своих  полномочий. При разрешении дел он руководствуется Конституцией Российской Федерации и законом (законами) о  Конституционном Суде.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает его несменяемостью, установленными законом основаниями и порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, запретом какого бы то ни было вмешательства в его профессиональную деятельность, предоставлением судье необходимого (и достаточно высокого) материального, социального и иного обеспечения, гарантиями безопасности.

Гарантиями  независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации являются равенство прав судей, возможность разрешения дел на основе внутреннего убеждения судьи, его объективность, беспристрастность и личные качества как гражданина. Судья Конституционного Суда Российской Федерации пользуется неприкосновенностью (иммунитетом), что обеспечивается особым порядком его ответственности (импичмента).

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации не есть его полная безответственность. Он несет гражданскую ответственность  за принимаемые решения, исходя из своих  правовых убеждений. 20

Так, гарантиями независимости Конституционного Суда РФ и его судей являются: 

1) присяга  судей (ст. 10 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации»);

2)  перечень  занятий и действий,  не совместимых  с  должностью судьи Конституционного Суда (ст. 11 Федерального конституционного  закона «О  Конституционном  Суде  Российской  Федерации»); 

3)  пятнадцатилетний  срок полномочий судьи Конституционного  Суда  РФ (ст. 12 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации»); 

4)  несменяемость   судей  Конституционного Суда  РФ (ст. 14 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  Российской Федерации»); 

5) неприкосновенность  судей Конституционного Суда  РФ (ст. 15  Федерального  конституционного  закона « О  Конституционном Суде Российской Федерации»); 

6) обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства; 

7) самостоятельное и независимое осуществление Конституционным Судом РФ  информационного и кадрового обеспечения своей  деятельности (ст. 7 Федерального  конституционного  закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») и др.21

23 мая  2001 года Президент Российской  Федерации внес проекты Федерального  конституционного закона «О внесении  изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"» и "О статусе судей в Российской Федерации"», которые 28 июня 2001 года приняты в первом чтении Государственной Думой. 22

    1. Бюджетное финансирование Конституционного Суда РФ как важнейшая гарантия его самостоятельности и независимости.

Для полного  и объективного исполнения полномочий судебного конституционного контроля, осуществляющие их органы должны обладать реальной самостоятельностью, независимостью.

Самой существенной гарантией самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации является его финансирование из государственного бюджета. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Вопросы финансового, материально-технического, информационного и т.п. обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и судей, работников аппарата решаются не только на уровне федеральных законов, но и в подзаконных актах — актах главы государства, правительства и др.

В соответствии со статьей 42 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"23 Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Смета расходов Конституционного Суда закрепляет основные направления использования финансовых средств. К таковым относятся: фонд оплаты труда (судей и аппарата) и начисления на заработную плату (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан); текущие расходы (закупка товаров и оплата услуг, в том числе медицинских и социальных); командировки и служебные разъезды.

Чисто технически смета расходов на очередной финансовый год составляется Финансовым управлением Конституционного Суда Российской Федерации. В подготовке сметы расходов участвуют все заинтересованные подразделения аппарата Конституционного Суда, а также специальная комиссия по вопросам бюджета, финансов и хозяйственным вопросам, состоящая из четырех судей Конституционного Суда. Окончательную смету расходов Председатель Конституционного Суда представляет на пленарное заседание Конституционного Суда Российской Федерации, которое рассматривает и утверждает ее.

Конституционный Суд выступает в гражданском  обороте самостоятельно как юридическое  лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.

Одним из направлений активизации в  проведении судебной реформы является стремление существенно повысить материальное обеспечение всех судей в Российской Федерации, что дало бы возможность одновременно отменить ряд льгот для них по налогам, по оплате жилья, коммунальных услуг и др. На судей Конституционного Суда Российской Федерации распространяются положения Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет кадровое, информационное и иное обеспечение своей деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает  численность (а не парламент, как это было ранее), структуру и штатное расписание аппарата, утверждает положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделениях. Персонал аппарата Конституционного Суда Российской Федерации формируется, в основном, по найму.

В целях  обеспечения оперативности и  полноты информации в Конституционном  Суде создается информационно-коммуникационная система, содержащая, в частности, банки  данных о законах и иных нормативных  актах Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации; о решениях Конституционного Суда; о конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

В Конституционном  Суде Российской Федерации действует  пресс-служба. В соответствии с Регламентом  Конституционного Суда Российской Федерации при Конституционном Суде возможно создание научно-консультативного совета, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом. В настоящее время он отсутствует.24 
 
 
 
 
 

  1. Статус  судьи Конституционного Суда РФ.

     Центральной фигурой в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Перемены 90-х гг. ХХ в. существенно повлияли на повышение статуса судей. Судебная реформа была начата с одного из наиболее важных вопросов – обеспечения независимости судей. Однако важно отметить, что задатки современного правового статуса судей были заложены в ходе другой реформы – знаменитой Судебной реформы 1864 г., проводившейся в годы правления Александра II.25  

     Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. 26

      Судьей  Конституционного Суда может быть гражданин  Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда.

      Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, так было и в XIX веке. Тексты присяги, конечно, отличаются, но в основе своей совпадают: суть заключается в обещании судить беспристрастно, не взирая на лица, служить только закону.27  Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.28

      На  судей Конституционного Суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 г.29

Важнейшим конституционным принципом организации  судебной власти является независимость, судей. Закон закрепляет систему  гарантий независимости судьи. Эта  независимость обеспечивается:

• предусмотренной  законом процедурой осуществления  правосудия: запретом под угрозой  ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

• установленным  порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи;

• правом судьи на отставку;

• неприкосновенностью  судьи;

• системой органов судейского сообщества;

• предоставлением  судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Независимости судей способствует законодательный запрет вмешательства в их деятельность. Всякое такое вмешательство преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Информация о работе Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти