Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику Конституции Российской Федерации и изучить основы конституционного строя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Наиболее полно раскрыть основы конституционного строя.
2. Изучить все Конституции РФ;
3. Рассмотреть политический, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Изучить порядок пересмотра Конституции РФ.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития конституций..........................................................4
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы……………………………………………………………………………8
2.1.Основы конституционного строя: понятие и содержание………………8
2.2. Политические основы конституционного строя РФ……………………...9
2.3.Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………..….21
2.4. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации….24
Глава 3 .Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………............27
3.1. Конституционные поправки: понятие и особенности………………….27
3.2. Процедура внесения конституционных поправок...............................28
Заключение…………………………………………………………………….……32
Библиографический список …………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сочинский государственный университет»
юридический факультет
кафедра конституционного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право России»
Система органов государственной власти в РФ
Выполнил (а):
студент (ка)__________курса
___________формы обучения
группы___________________
__________________________
(фамилия, инициалы)
Научный руководитель:
__________________________
__________________________
(фамилия, инициалы)
Сочи, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития
конституций...................
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы………………………………………………………………
2.1.Основы конституционного строя: понятие и содержание………………8
2.2. Политические основы конституционного строя РФ……………………...9
2.3.Экономическая и социальная
основы конституционного строя Российской
Федерации………………………………………………………
2.4. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации….24
Глава 3 .Порядок пересмотра
Конституции Российской Федерации………………………………………………………
3.1. Конституционные поправки: понятие и особенности………………….27
3.2. Процедура внесения конституционных
поправок......................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………….……34
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема моей курсовой работы – «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Данную тему я выбрала, потому что она мне показалась наиболее интересной. Это связано с тем, что Конституция является основой основ права любого государства.
Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией (от лат. constitutio - установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.
Объектом исследования является конституционный строй Российской Федерации, а также практика его реализации на современном этапе.
Предметом исследования является Конституция Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику Конституции Российской Федерации и изучить основы конституционного строя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Наиболее полно раскрыть основы конституционного строя.
2. Изучить все Конституции РФ;
3. Рассмотреть политический, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Изучить порядок пересмотра Конституции РФ.
Методы: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение,
классификация и обобщение.
Глава 1. История развития конституций
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 годов и действующая ныне 1993 года.
Принятие каждой из них знаменовали существенные события в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, отражало утверждение новой концепции или углубление и совершенствование прежних.
Все конституции советского периода были в значительной степени фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не предварялись в жизнь. Это касается, например, принципа принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, использования гражданами закреплённых в конституциях политических прав и свобод.
Теперь опишем особенности каждой из конституций, начиная с самой первой:
Конституция РСФСР 1918 года. Она была принята вскоре после октябрьского переворота и имела свои особенности. Во-первых, она как первая конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеолигизирована и имела классовый характер. В конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата, в третьих, она отличалась от последующих конституций значительным числом программных положений и наконец, она включает установления, ориентированных на всё мировое сообщество при этом чисто политического характера.
Замена конституции 1918 года была заменена по причине объединения РСФСР с другими независимыми республиками. Конституция 1925 года не включала в свой текст Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживается основных её положений.
Вторая конституция характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней закреплён факт вхождения РСФСР в Союз ССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР в конституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации в отношении их.
Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.1 Основными отличительными особенностями было то, что она, во-первых, в неё впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Например, право на труд. Во-вторых, конституция этого этапа по своей юридической форме приобрела более совершенный вид. В ней чётко выделены государственно-правовые институты. В третьих, в конституции 1937 года впервые был закреплено право выхода из Союза ССР.
Конституция 1978 года на всём протяжении своего срока действия претерпевала значительные изменения. В связи с этим данная конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной и характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней впервые введено понятии «народ» и именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Во-вторых, конституция 1978 года носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций»2 .
В-третьих, в отличие от конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е. она стала более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку.
В-четвёртых, она впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего её существенных черт.
Процесс начавшейся демократизации, перестройки всех сторон жизни общества в правовой форме виден в законах РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятых в 1989 г.
Этими законами менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующ
законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.
В новом избирательном законе хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но создавалась возможность ее реализации, что и было приведено в жизнь на первых свободных выборах.
Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней
воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
______________________
1 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.: 2007. С.88.;
2 Ст.6 Конституция РСФСР 1978 г.
его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т. п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
в) признание приоритета прав человека и гражданина;
г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.3
С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое свойство - это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.
Созрела необходимость реформации союзной Федерации. Это происходило в остром
противоречии союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем собственном государственном суверенитете.
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая и занялась этой проблемой.
В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в результате противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, результатом которой и стали события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис,
В таких условиях принятие новой Конституции должно было явиться основой, способствующей установлению стабильности в обществе и государстве.
____________________________
3 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.: 2007.С.92.
проект Конституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
Новая Конституция была принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993
г. и вступила в действие со дня ее опубликования
25 декабря того же года.
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы.
2.1. Основы конституционного строя: понятие и содержание.
В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.
Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.
Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Информация о работе Система органов государственной власти в РФ