Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику Конституции Российской Федерации и изучить основы конституционного строя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Наиболее полно раскрыть основы конституционного строя.
2. Изучить все Конституции РФ;
3. Рассмотреть политический, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Изучить порядок пересмотра Конституции РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития конституций..........................................................4
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы……………………………………………………………………………8
2.1.Основы конституционного строя: понятие и содержание………………8
2.2. Политические основы конституционного строя РФ……………………...9
2.3.Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………..….21
2.4. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации….24
Глава 3 .Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………............27
3.1. Конституционные поправки: понятие и особенности………………….27
3.2. Процедура внесения конституционных поправок...............................28
Заключение…………………………………………………………………….……32
Библиографический список …………………………

Файлы: 1 файл

курсавая переделанная.docx

— 90.58 Кб (Скачать)

Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra— выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной — Вооруженными Силами РФ, они защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — Президентом и Правительством России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации — законодательная и другая нормотворческая деятельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формой правления» . Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок».

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую» республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

2.3. Экономическая  и социальная основы конституционного  строя Российской Федерации.

1.1 Экономическая  основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности».

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

1.2 Социальное  государство.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой18 .

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья  людей. Труд — основа жизни  любого общества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. В демократическом обществе труд не может быть принудительным. Гражданин сам вправе распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе заключённого им договора.

2. Установление гарантированного  минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума19 . Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является установление

гарантированного минимального размера оплаты труда. Такой размер зависит от многих факторов. Прежде всего он зависит от экономических возможностей общества в данный период, и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гражданах.

___________________________

 

18      двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.:2007.С.159.

19 Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 4904.

4. Развитие системы социального  обслуживания. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий  социальной защиты. Развитие государственной  системы социального обеспечения  является важной социальной гарантией  реализации конституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства..

 

2.4 Духовные основы  конституционного строя Российской  Федерации.

1.1 Идеологическое  многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.20

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»21 . Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе

 ______________________________

20 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.:2007.С.166.

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ