Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику Конституции Российской Федерации и изучить основы конституционного строя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Наиболее полно раскрыть основы конституционного строя.
2. Изучить все Конституции РФ;
3. Рассмотреть политический, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Изучить порядок пересмотра Конституции РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития конституций..........................................................4
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы……………………………………………………………………………8
2.1.Основы конституционного строя: понятие и содержание………………8
2.2. Политические основы конституционного строя РФ……………………...9
2.3.Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………..….21
2.4. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации….24
Глава 3 .Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………............27
3.1. Конституционные поправки: понятие и особенности………………….27
3.2. Процедура внесения конституционных поправок...............................28
Заключение…………………………………………………………………….……32
Библиографический список …………………………

Файлы: 1 файл

курсавая переделанная.docx

— 90.58 Кб (Скачать)

Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает вынесение законопроектов на референдум Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, но из Федерального конституционного закона следует, что если на референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституционный строй является одним из фундаментальных понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства и следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально- государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.

Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений устанавливаемых и поддерживаемых

Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков. Одним из первых в Конституции отражен принцип разделения законодательной исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что этот принцип закреплен в Конституции и что в ней определены, установлены полномочия высших органов управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление  дает стабильность Конституции и конституционному строю.

В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан.

Следовательно, думается, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений  Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной политической и правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод. Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня. Разумеется, высказанные в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы не являются исчерпывающими.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации: (по сост. На 1 октября 2008 г.). - М.: Юрайт - Издат. – 2014.

2.Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с измен.) //СПС «Консультант плюс»

3.Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

4.Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 4904.

5.Федеральный закон от 4 марта 1998 года №  15-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1998. - № 10. - Ст.1146.

6.Указ Президента РФ от 9 января 1996 года № 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1996. -  № 7. - Ст.152.

7.Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" //  СЗ РФ. – 1996. - № 7. - Ст.676.

8.Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" // Российская газета. – 1997. - 24 декабря).

9.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1994. - № 13. - Ст.1447).

 

  1. Судебная практика

 

 1.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1995. - № 16. – Ст. 1451.

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" // СЗРФ. – 1995. - № 45. - Ст.4408.

3.Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II-ГД, с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 года, 21 апреля, 21 сентября, 29 сентября, 26 ноября 1999 года (СЗРФ,  1998, № 7, ст. 801; № 16, ст. 1828; № 26, ст. 3048; № 30, ст. 3699; № 44, ст. 5441; № 52, ст. 6384;  1999, № 17, ст. 2111; № 39, ст. 4588; № 43, ст. 5176; № 49, ст. 5965; № 50, ст. 6099).

4.Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждён Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года № 42-СФ, с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 26 декабря 1996 года, 23 января, 24 декабря 1997 года, 13 марта, 10 июля 1998 года, 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 года (СЗРФ, 1996, № 7, ст.655; № 16, ст. 1774; № 27, ст. 3204; 1997, № 1, ст. 45 № 5, ст. 629; 1998, № 1, ст. 8; № 12, ст. 1389; № 29, ст. 3475;  1999 № 6, ст. 762; № 13, ст. 3088; № 24, ст. 2921; № 47, ст. 5630).

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1995. - № 49. - Ст.4868.

 

  1. Литература

 

1.Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  «Конституционное право России»–М.: 2007.

2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2014.

3.Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2011.

4.Владимирова В.В. – Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики. Учебное пособие. ГУУ – М. 2010.

5.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права » –М.: 2005.

6.Лукьянов А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру. (Государство и право, 1999, № 12, стр.6-11)

7.Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2013.

8.Конюхова И.А. Структура Российской Федерации:современное состояние и перспективы совершенствования //Государство и право. – 2013. – №2.

9.Умнова И.А. Основы современного российского федерализма. – М.: Норма, 2010.

 

24 Послание Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), раздел 2.1. "Конституция Российской Федерации и политическая стабильность общества". (Российская газета, 1999, 31 марта)

25 Лукьянов А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру. (Государство и право, 1999, № 12, стр.6-11)

26Федеральный закон от 4 марта 1998 года №  15-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, № 10, ст.1146).

27Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 16, стр. 1451).

28Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" (СЗРФ, 1995, № 45, ст.4408)

29 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II-ГД, с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 года, 21 апреля, 21 сентября, 29 сентября, 26 ноября 1999 года (СЗРФ,  1998, № 7, ст. 801; № 16, ст. 1828; № 26, ст. 3048; № 30, ст. 3699; № 44, ст. 5441; № 52, ст. 6384;  1999, № 17, ст. 2111; № 39, ст. 4588; № 43, ст. 5176; № 49, ст. 5965; № 50, ст. 6099).

30Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждён Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года № 42-СФ, с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 26 декабря 1996 года, 23 января, 24 декабря 1997 года, 13 марта, 10 июля 1998 года, 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 года (СЗРФ, 1996, № 7, ст.655; № 16, ст. 1774; № 27, ст. 3204; 1997, № 1, ст. 45 № 5, ст. 629; 1998, № 1, ст. 8; № 12, ст. 1389; № 29, ст. 3475;  1999 № 6, ст. 762; № 13, ст. 3088; № 24, ст. 2921; № 47, ст. 5630).


Информация о работе Система органов государственной власти в РФ