Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общую характеристику Конституции Российской Федерации и изучить основы конституционного строя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Наиболее полно раскрыть основы конституционного строя.
2. Изучить все Конституции РФ;
3. Рассмотреть политический, экономические, социальные, духовные основы конституционного строя Российской Федерации.
4. Изучить порядок пересмотра Конституции РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития конституций..........................................................4
Глава 2. Конституционный строй Российской Федерации и
его основы……………………………………………………………………………8
2.1.Основы конституционного строя: понятие и содержание………………8
2.2. Политические основы конституционного строя РФ……………………...9
2.3.Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………..….21
2.4. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации….24
Глава 3 .Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………............27
3.1. Конституционные поправки: понятие и особенности………………….27
3.2. Процедура внесения конституционных поправок...............................28
Заключение…………………………………………………………………….……32
Библиографический список …………………………

Файлы: 1 файл

курсавая переделанная.docx

— 90.58 Кб (Скачать)

При принятии Конституционным Собранием решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум  миллионам граждан Российской  Федерации, имеющим право на участие  в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию  — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам  государственной власти — в  случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах12 .

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — это право гражданина, а не просто человека.

____________________________

12 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.:2007.С.113.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2 ) . Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Д. Локком (1631—1704) и французским просветителем Ш. Монтескье (1689—1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, чтобы они находились во взаимном равновесии и ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальной трактовке теория разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.13

Таким образом, согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.14

3 ) . Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику в рамках Конституции.15

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе политического плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями).

Согласно этому Закону «политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли,        участия    в

________________________________

13 Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с измен.). ст. 10.

14 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.:2007.С 115.

15 двух автров А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005. С 44.

общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление».16

Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел».17

 

Человек, его права и свободы как высшая ценность.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность.

Установленные Конституцией положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

 _________________________________

16 Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с измен.) ст.12.

17 двух авторов Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» -М.:2007.С. 118

 

 

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является правовым государством.

Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов».

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство закона означает утверждение его господства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

Федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято называть государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий государственной целостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ