Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Поставленная мною цель определяет следующие конкретные задачи:
а) Исследовать конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации;
б) Обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный аппарат;
в) Определить порядок избрания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Курсовая  работа

на тему:

«Президент  РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок избрания и его полномочия»

                    Выполнила студентка

                    факультета ГМУ

                    группы 515

                    Власова

                    Нина  Алексеевна

                                                                                           Научный руководитель

      доцент  кафедры ГМУ

      Беклемищев 

      Евгений Петрович

г. Ростов-на-Дону

2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

       

 

Введение

     Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в нашей стране. Поэтому тема моей работы является важной и актуальной. С учетом огромной роли, которую играет Президент РФ, исключительную актуальность приобретает изучение детальной правовой регламентации его полномочий.

    Учреждение  президентства в  Российской Федерации  открыло  новый  этап  в  развитии российской    государственности    и   свидетельствовало    о    восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

     Цель  моей работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.

     Поставленная  мною цель определяет следующие конкретные задачи:

     а)  Исследовать конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации;

     б) Обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный аппарат;

     в)  Определить порядок избрания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

     Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов. Некоторым аспектам данного института и посвящена моя курсовая работа.

Глава 1. Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти

    1. Становление и развитие института  Президента в Российской Федерации

       Термин  «президент» происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. 

       Исторические  корни института президентства  уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

     В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

       Каждой стране свойственны свои специфические особенности для характеристики института президента. Конечно, эта закономерность проявляется и в своеобразии института Президента Российской Федерации, в определении его статуса. Тем более что Российская Федерация обладает целым рядом особенностей при характеристике состояния и перспектив функционирования государственности в целом, отдельных ее институтов и структур. И это обусловлено особенностями социально-экономического и исторического развития России.

      Пост  Президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) создан 24 апреля 1991 года как пост высшего должностного лица и главы исполнительной власти одной из союзных республик СССР — РСФСР — на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.

      Утверждая результаты этого референдума, Верховный  Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»1, который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания. При этом в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения.

      После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.

      В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции  России 1978 года определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, а не Президента. Во многом он зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР. Желание усиления исполнительной власти и другие факторы привели к Конституционному кризису 1992—1993 годов, «разгону» Верховного Совета России и установлению режима личной власти Президента России в конце 1993 года.

      24 декабря 1993 года в связи с  принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал  указ «О мерах по приведению  законодательства Российской Федерации  в соответствие с Конституцией Российской Федерации», а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему в новой редакции (отменившей ранее опубликованный текст данного приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о Президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой Конституции.

      Конституция Российской Федерации 1993 года определила новый, действующий и поныне, правовой статус Президента Российской Федерации. 

 

1.2. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации

     В системе органов государственной  власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более, в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

     Правовое  положение президента в отличие  от главы государства в монархических  странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

       Президент РФ, как в чисто президентской  республике, избирается на свою  должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей,  что ставит Президента РФ фактически  в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.

     Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ.

Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса

    1. Избрание  Президента РФ

     Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок.

     Процесс выборов Президента России начинается с назначения дня выборов. Он назначается  Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Днем выборов является первое воскресение после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. При этом истечение такого срока начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При прекращении Президентом РФ своих полномочий досрочно или в случае отрешения его от должности, днем выборов должно быть последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев со дня прекращения полномочий (отрешения от должности) Президента России.

       Выборы Президента РФ проводятся  по единому федеральному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации и контроль за соблюдением избирательных граждан осуществляют избирательные комиссии. В связи с этим, следующей стадией избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации является формирование избирательных комиссий. В соответствии с федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»2 создается следующая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.  Центральная избирательная комиссия РФ формируется согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и действует не постоянно, осуществляя общее руководство работой всех других избирательных комиссий, регистрацию кандидатов на должность Президента Российской Федерации, устанавливает результаты выборов Президента РФ и публикует из в печати, организует в необходимых случаях повторное голосование по выборам Президента РФ или повторные выборы главы Российского государства. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса.

     Избирательная комиссия субъектов Российской Федерации  создается законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти каждого субъекта РФ и действует на постоянной основе. К полномочиям этой категории комиссий относится координация деятельности всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ, установление итого выборов Президента на этой территории. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

     Состав  территориальных избирательных комиссий назначается выборным органом местного самоуправления (городским комитетом, муниципальным собранием) на период проведения выборов Президента Российской Федерации. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую территориальную избирательную комиссию.  

Информация о работе Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок