Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Поставленная мною цель определяет следующие конкретные задачи:
а) Исследовать конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации;
б) Обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный аппарат;
в) Определить порядок избрания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Президент России обладает весьма значительными  полномочиями учредительного характера  в отношении других государственных  органов:

  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
  • ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;
  • вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначает судей других федеральных судов, в том числе и судей военных судов военных округов, групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных органов;
  • назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Президент РФ осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ, Президент РФ:

  • назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует Федеральные законы;
  • назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.

     Президент России как должностное лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

       Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.

       Весьма значительными полномочиями  обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.

           Содержание полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.

       Как было уже отмечено, Президент  РФ по предложению Правительства  РФ назначает на должности  Федеральных министров и руководителей  оборонного комплекса России: министра  обороны и председателя комитета  Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

     В этот орган, основными функциями  которого является разработка предложений  по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации, кроме Президента входят руководители палат парламента и председатель Правительства Российской Федерации, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других государственных органов (службы внешней разведки и др.).

       Среди полномочий Президента  есть и такие, осуществление  которых самым непосредственным  образом влияет на боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации:

  • утверждение военной доктрины Российской Федерации;
  • назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • присвоение высших военных званий;
  • издание указов о призыве граждан России на военную службу.

     Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.5 Именно в этом качестве Президент РФ согласно Закона Российской Федерации «Об обороне» утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил РФ, утверждает Положение о Министерстве обороны России и Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокаций войск и размещении военных объектов.

       Кроме того, Президент РФ, будучи  должностным лицом, непрерывно  осуществляющим свои властные  функции, наделен Конституцией  Российской Федерации (ст.87, 88) правом  оперативно принимать важнейшие  решения, связанные с обеспечением  обороны страны и безопасности граждан. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозе агрессии Президент России вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

     В соответствии с законом РФ «Об  обороне» Президент в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию объявляет состояние  войны, общую или частичную мобилизацию  с незамедлительным сообщением об этом парламенту России. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с Законом РФ о военном положении. Равным образом Президент России сообщает Совету Федерации и Государственной Думе об осуществлении им и другого своего права – введение на всей территории Российской Федерации или отдельных её местностях чрезвычайного положения.

       Президенту России присущ и  ряд полномочий, характерных для главы любого государства, среди которых:

  • решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждение государственными знаками Российской Федерации;
  • присвоение почетных званий Российской Федерации;
  • осуществление помилования (в виде указа Президента России о полном или частичном освобождении конкретного осужденного от наказания либо замене назначенного ему судом наказания более мягким; этим актом может предусматриваться также снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание).

     По  вопросам своей компетенции Президент  России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативные (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным – о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства. 

       Указы и распоряжение Президента  России обязаны на всей территории  Российской Федерации. Данное  требование Конституции РФ (ст.90) означает, что акты Президента  имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

       С целью успешного осуществления своих многообразных полномочий Президент России формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Возглавляют её назначенный Президентом Руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: Финансово-бюджетное управление Президента России, управление делами Президента России, Управление делопроизводства Администрации Президента России, Управление информационного обеспечения Администрации Президента России и др. Главными задачами указанных Управлений являются обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере, принятие им обоснованных решений и организации взаимодействия с другими органами государственной власти.

       Важную роль в Администрации  Президента России играет Государственно-правовое  управление Президента России. Оно  призвано осуществлять разработку  предложений по концепции правовой  политики и правовому обеспечению  осуществляемых социально-экономических реформ, обеспечивать формирование программ законопроектных реформ, готовить заключение по поступающим на подпись Президенту России Федеральным законам, контролировать правильность и своевременность опубликования указов и распоряжений Президента России, Федеральных законов и других актов, принимаемых Федеральным Собранием Российский Федерации.

     На  Государственно-правовое управление Президента РФ возложена также координация  работ по вопросам нормативного регулирования  деятельности правоохранительных органов, органов военного управления, а также других государственных органов, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности. С этой целью в составе ГПУ создан и действует Отдел правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны.

       Ряд ответственных задач решает  Отдел писем и приема граждан,  Отдел по взаимодействию и  партиями и общественными объединениями,  Аппарат советников Президента  России (в его составе есть  советник по правовой политике, по оборонным вопросам и др.), Комиссии при Президенте (комиссии по вопросам помилования, по государственным наградам, по присвоению высших военных званий и др.), Координационные комитеты (по делам инвалидов, по экологической политике и др.). Для обеспечения взаимодействия Администрации Президента России с парламентом, главой государства назначается полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Прекращение полномочий Президента.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст.91) Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус охраняется в особом, установленном законом порядке. Конституцией РФ (ст.92, 93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России. 

       Согласно Конституции РФ существует следующие основания прекращения полномочий Президента России:

  • истечение срока его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;
  • досрочно в случае его отставки, т.е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);
  • досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;
  • в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Информация о работе Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок