Органы исполнительной власти в РФ. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:29, реферат

Краткое описание

Органы исполнительной власти в РФ
Орган исполнительной власти (ОИВ) – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.

Файлы: 1 файл

адм право.docx

— 27.16 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти в РФ. Понятие и виды

 

Понятие:

Органы исполнительной власти в РФ

Орган исполнительной власти (ОИВ) – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.

Признаки ОИВ:

1. наличие государственно-властных  полномочий в области нормотворчества  и/или правоприменения (постановление Правительства, указы Президента).

2. орган исполнительной  власти обладает определенной  самостоятельностью, т.е. может самостоятельно  осуществлять предоставленные ему  права и закрепленные за ним  обязанности. Орган может осуществить  свое полномочие, издав нормативный  акт. Не требуется обращаться  к др.органу для реализации своих полномочий. Пример несамостоятельного органа – СовБез. Все решения реализуются через указы Президента.

3. ОИВ находится в структурной (организационной) и функциональной  подчиненности от  др. ОИВ.

4. ОИВ имеет собственную  внутреннюю структуру, штат гос.служащих и технический персонал.

5. орган обладает правами  юридического лица, кроме органа, состоящего из 1 субъекта. Форма: учреждения.

6. орган финансируется  из гос.бюджета РФ или субъекта РФ.

Виды ОИВ

ОИВ РФ и органы исполнительной власти субъектов.

По содержанию:

- Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень  вопросов, которые может решать  орган является открытым. Он закреплен  или рамочными нормами или  открытым перечнем. Или не определен в принципе.

- органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.

По территориальному охвату деятельности:

- центральные, которые осуществляют  свои полномочия на всей территории  соответствующего публично-правового  образования  (РФ или субъекта)

- территориальные, которые  осуществляют свою деятельность  на определенной территории.

По порядку принятия решения:

- единоначальные. 1 руководитель, и он руководит деятельностью органа

- коллегиальные.

По организационным формам:

- Министерства

- Службы

- Агентства

- Комитеты

- Департаменты

- Надзоры и т.д.

 

 

 

 Понятие исполнительной власти

 Исполнительная власть  как одна из ветвей государственной  власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют  ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном  праве исполнительная власть  в советский период рассматривалась  либо как правоприменительная (право  исполнительная) власть, либо как  система органов государственного  управления. В настоящее время, начиная  с момента вступления в силу  Конституции РФ 1993 г., в основе  определения сущности исполнительной  власти лежит принцип (теория) разделения  властей, упомянутый нами в предыдущей  главе. В большинстве западных  стран на основе концепции  разделения властей и, как правило, закрепленных в конституциях  и текущих законах нормах права: парламент принимает законы, правительство (президент, кабинет) исполняет, проводит  их в жизнь. В целом реализация  государственной власти, государственного  управления происходит путем  общепринятого функционального  подхода, такого, как принятие решения, его исполнение и осуществление  соответствующего контроля над  исполнением. В практическом воплощении данная теория представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов власти, степень которой зависит от установленных нормами права полномочий того или иного субъекта государственной власти, а также от его реального функционирования в случае недостаточной регламентации его полномочий в нормах права. Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти — это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах. Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни, а исполнительная обеспечивает их реализацию. Понятие «исполнительная власть «предполагает соответствующее ему функциональное назначение — исполнение законов. Таким образом, сущностью исполнительной власти является исполнение законов. Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством право применения (исполнения). Исходя из вышеизложенного, исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Ученые-административисты исполнительную власть, как правило, рассматривают в двух значениях (узком и широком). Так, профессор К.С. Вельский формулирует определение исполнительной власти в широком смысле слова как систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества. В узком смысле — «это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица». Позднее, в другой публикации, К.С. Вельский определяет понятие «исполнительная власть» как «систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение». Такого же мнения придерживаются авторы коллективной монографии, определяя исполнительную власть как подсистему, ветвь государственной власти, осуществляющую исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права. Ю.Н. Старилов конкретизирует определение понятия исполнительной власти: «исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции». Для более полного раскрытия понятия исполнительной власти необходимо рассмотреть более подробно ее признаки и направления деятельности исполнительной власти, т.е. имеющиеся у нее функции.

 

Виды исполнительной власти Конституция РФ,

закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы. В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи, с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти: 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны): а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), а также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления). Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы: а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы; б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ. Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ. 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов: а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории (например, органы местного самоуправления); б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами (глава государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, высшее должностное лицо). 4. По организационно-правовым формам: а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей; б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ); в) государственные комитеты (республиканские); г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления); д) администрации; е) мэрии; ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ). Федеральные органы исполнительной власти делятся на две группы: а) собственно федеральные органы исполнительной власти (или «центральные» органы федеральной исполнительной власти) — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, которые осуществляют свои полномочия на всей территории РФ. Термин «центральные» органы исполнительной власти нормативно не определяется. Однако законодательство РФ устанавливает понятие «центральный аппарат» федеральных органов исполнительной власти (например, Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержден приказом Минэкономразвития № 306; находящийся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, который утвержден Указом Президента РФ № 1574, перечень должностей в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ); б) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свои полномочия на определенной части территории (региона, субъекта РФ). 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности): а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории; б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления; в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности. 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления): а) коллегиальные органы; б) единоначальные органы. Функции исполнительной власти Функции исполнительной власти: 1. исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ; 2. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3. социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.; 6. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов; 7. охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

 

Принципы исполнительной власти Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами. Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах. Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Принцип федерализма отражается: а) на структуре системы ОИВ, состоящей из федеральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ); б) на юридическом положении ОИВ: - определение компетенции ОИВ основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации; - законные акты ФОИВ обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты ОИВ субъектов Федерации подлежат соблюдению ФОИВ; - формой регулирования взаимоотношений между ОИВ выступают административные соглашения, в результате которых ФОИВ могут передать осуще-ствление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот. Принцип гласности. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Принцип сочетания централизации и децентрализации, которые действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы исполни-тельной власти. Принцип централизации - сосредоточение большей части предметов ведения и полномочий, государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части своих полномочий.

 

Контроль исполнительной власти Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б) ведомственный; в) подведомственный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства Российской Федерации, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), администрации субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации объединяет и направляет работу подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов и др.); в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции Российской Федерации, законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью главы администрации по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые делегированы ему по предметам ведения Российской Федерации; по осуществлению им полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Контролю со стороны Правительства Российской Федерации подлежит так же его деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др. Контрольные полномочия администраций краев, областей и других субъектов Российской Федерации можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения. Администрация контролирует также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации. Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций. Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. Министерство Российской Федерации по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса. В субъектах Российской Федерации ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции. Подведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями над ведомственного характера. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности. Государственный комитет Российской Федерации по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам статистики. Над ведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и др.


Информация о работе Органы исполнительной власти в РФ. Понятие и виды