Понятие органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1.Понятие органов исполнительной власти……………………………....4
2.Система федеральных органов исполнительной власти……………....6
3.Структура федеральных органов исполнительной власти…………...10
Заключение…………………………………………………………...…...14
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Администативное право. ковалева Вика.docx

— 38.23 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………….……3

     1.Понятие органов исполнительной власти……………………………....4

     2.Система федеральных органов исполнительной власти……………....6

     3.Структура федеральных органов исполнительной власти…………...10

     Заключение…………………………………………………………...…...14

     Список  литературы……………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение 

     В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой  систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

     Согласно  ст. 10 и 11 Конституции, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

     На  ветвь исполнительной власти возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными  органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства  и его аппарата. Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным  министерствам и иным федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и ряду определенных должностных  лиц.

     В данной контрольной работе мы ознакомимся  с системой, структурой, а так  же с функциями возложенных на данный исполнительный орган. 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие органов исполнительной власти 

     Специфику и правовой статус органа государственной  власти определяют его функции и  задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства, в объеме и пределах своей компетенции.

     Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц издавать нормативные правовые акты обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения),обеспечивающие их реализацию.

     В действующем законодательстве термины  «орган исполнительной власти» и  «орган государственного управления» используются как равнозначные в основном только в положениях о федеральных органов исполнительной власти, утвержденных указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ (например, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий (государственное управление...). На уровне субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти имеют структурные подразделения (отраслевые, линейные и функциональные), которые также осуществляют в своей сфере и в объеме полномочий задачи государственного управления. Также государственное управление осуществляют администрации органов МСУ, предприятий, учреждений и организаций с государственной формой собственности.

     Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный масштаб деятельности и уполномочен выступать от имени государства, реализовывать исполнительно-распорядительную деятельность при повседневном регулировании управленческих отношений в сфере хозяйственной, социально-культурной, а также осуществление государственного управления в административно-политической сфере и межотраслевыми комплексами.

     Административная  правосубъектность органов исполнительной власти возникает одновременно с  их образованием, а прекращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативно-правовых актах.

     Органы  исполнительной власти можно классифицировать по:

     1.характеру компетенции;

     2.основаниям и порядку образования;

     3. порядку решения подведомственных вопросов; территориальной деятельности.

     По  характеру компетенции  органы исполнительной власти подразделяются:

     1) общей компетенции, решающие вопросы  управления во всех сферах  жизнедеятельности населения на определенной территории (Правительство РФ; правительства республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения; администрации областей других субъектов РФ);

     2) отраслевой компетенции, решающие  вопросы в пределах одной отрасли  управления (в основном все министерства, некоторые государственные комитеты, департаменты и др.), то есть субъекты принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;

     3) межотраслевой компетенции, решающие  вопросы межотраслевого характера,  то есть принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения неподчиненными им органами (например, министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, государственные комитеты стандартизации и метрологии, по статистики и др.).

     По  основаниям образования  органы исполнительной власти классифицируются:

     1) конституционные или уставные  органы государственной власти (президенты  и их администрации, правительства, главы субъектов федерации и их администрации);

     2) создаваемые на основе законов  и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, федеральные комиссии, агентства, департаменты, управления и другие ведомства).

     По  порядку образования:

     1) избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ и др.);

     2) образуемые путем издания указа  Президента РФ, указов президентов  республик, распоряжений глав правительств, администраций субъектов федераций.

     По  порядку решения  вопросов:

     1) коллегиальные органы (Правительства  РФ, правительства субъектов РФ, большинство государственных комитетов);

     2)единоначальные органы, в которых руководителем в подведомственных вопросах единолично принимается решение (например, министерства, агентства, службы, надзоры и др.).

     С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: 1) федерального и 2) субъектов Российской Федерации.1 

     2.Система федеральных органов исполнительной власти

     Система федеральных органов исполнительной власти -это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории

     Российской  Федерации. Система федеральных органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-   территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).2

     Государство как социальная система реализует  множество функций по обеспечению  динамической устойчивости и суверенитета своего существования как по отношению к внешней среде (другим государствам), так и к регуляции отношений между гражданами (организациями) и государственными структурами. При реализации своих функций государство как целостная система может выступать в различных формах. Например, как субъект международного сообщества; как форма объединения людей на определенной территории посредством юридической связи (гражданства); как выразитель и гарант общих интересов и целей; как средство или механизм легитимного принуждения в интересах общей воли граждан; как

специфическая форма самоуправления в обществе и др.

     Исполнительная  власть как одна из ветвей государственной  власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.

     В систему федеральных  органов исполнительной власти, входят: министерства Российской Федерации, Государственные комитеты РФ, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России, Федеральные комиссии, а также иные Федеральные органы исполнительной власти при Президенте РФ.

     Министерство  РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).

     Государственный комитет РФ, Федеральная  комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России.

     Федеральная служба России, Российское агентство, Федеральный  надзор России- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство -генеральный директор Российского агентства, Федеральный надзор России -начальник Федерального надзора России.3

     Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом России по предложению Председателя Правительства России.

     Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти утверждается постановлением Правительства России.

     Предельная  численность и фонд оплаты труда  работников центрального аппарата и  территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

     Федеральные министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  указом Президента РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

     Заместители федеральных министров назначаются  на должность и освобождаются  от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

     Руководители  федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

     Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, что нашло отражение в Конституции РФ, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.

Информация о работе Понятие органов исполнительной власти