Понятие и система органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Файлы: 1 файл

Понятие и система органов исполнительной власти.doc

— 338.50 Кб (Скачать)


Понятие и система органов исполнительной власти

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

 Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

        объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

        субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

        официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

        осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

        возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

        наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

        органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

        контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

        состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

        обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

        Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

o         официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

o         компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

o         функции, цели и задачи деятельности;

o         формы и методы деятельности;

o         положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

o         порядок образования, реорганизации и управления.

        Внутренняя форма показывает:

o         устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

o         К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
     Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.

        по основаниям образования:

o         образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

o         создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

        по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

o         федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

o         региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

o         органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

        по порядку образования:

o         избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

o         образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

        по объему и характеру компетенции:

o         органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

o         органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

o         органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

o         органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

o         органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

        по организационно-правовой форме:

o         правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

        по порядку принятия решений:

o         единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

o         коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

        по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

o         основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

o         вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

        Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

        Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов

Структура исполнительной власти

                    органы исполнительной власти;

                    государственные служащие;

                    юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

        Президент РФ по Конституции РФ 1993г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

        Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

        Конституция РФ наделяет Президента РФ рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти.

        Так, с согласия Государственной Думы он назначает:

        · Председателя Правительства РФ;

        · имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума;

        · принимает решение об отставке Правительства РФ;

        · представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

        · ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

        · по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

        · представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти;

        · формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

        · утверждает военную доктрину РФ;

        · формирует Администрацию Президента РФ;

        · назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ;

        · назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст.83 Конституции РФ).

        Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

        Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Соответственно некоторые федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ (например, министерства внутренних дел, иностранных дел, обороны, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная архивная служба; Государственная налоговая служба; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба безопасности; Служба внешней разведки; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности).

        Положения о названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

        Президент РФ также вносит изменения в состав Правительства РФ, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

        В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Информация о работе Понятие и система органов исполнительной власти