Органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:22, реферат

Краткое описание

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….……. 3
1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти………. 5
2. Виды органов исполнительной власти…………………..…………….. 9
Правительство Российской Федерации…………………….………... .12
Федеральные органы исполнительной власти……….……………... 19
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………..……….…….. 27
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Федеральные органы исполнительной власти.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение  ………………………………………………………………….…….  3 

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти……….  5

2. Виды органов исполнительной власти…………………..……………..  9

  1. Правительство Российской Федерации…………………….………... .12
  2. Федеральные органы исполнительной власти……….……………...  19
  3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….21
 

Заключение……………………………………………………..……….……..  27

Список  использованной литературы………………………………..……..  28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

     Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

     Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

     Органы  исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

     Органы  исполнительной власти предназначены  в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной  власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

     В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой  для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

     Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

     Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие  его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее:

     1. Государственно-правовая природа  органов исполнительной власти  обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

     2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

     3. Работа органов исполнительной  власти строится в соответствии  с такими принципами их деятельности, как:

     а) государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;  

     б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

     в) верховенство Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории РФ;

     г) единство системы государственной  власти;

     д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

     е) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ;

     ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

     з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

     4.Главная  задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность  т.е. исполнение действующих законов  и, иных нормативных правовых  актов, а также обеспечение  их выполнение всеми субъектами  права.

     5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

     6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

     7. Органы исполнительной власти  наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

     а) исполнительно-распорядительная деятельность;

     б) контрольно-надзорные функции;

     в) действия юридического характера и  принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

     г) нормотворческая деятельность;

     д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

     8. Орган исполнительной власти  постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

     9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

     10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

     11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

     12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

     13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

     14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

     Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

     Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой  и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах. 

2. Виды органов исполнительной власти

     Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

     В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

Информация о работе Органы исполнительной власти