Органы исполнительной власти в России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Поэтому, актуальность темы трудно переоценить.
Целью представленного исследования является анализ роли исполнительных органов в осуществлении государственной власти США и России.

Оглавление

Введение
1. Основные признаки и функции исполнительной власти
2. Система органов исполнительной власти РФ
3. Классификация и правовой статус органов исполнительной власти РФ.
4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ
5. Структура и система государственного управления в США
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РФ И США.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

Заочное отделение

 

Курсовая работа

По дисциплине

«Теория государства и права»

 

На тему: «Органы исполнительной власти в России и США»

 

 

 

                                                

                                                  

                

                    

 

 

 

 План:

 

Введение

1. Основные признаки  и  функции исполнительной власти

2. Система органов исполнительной власти  РФ

3. Классификация  и  правовой статус  органов  исполнительной  власти РФ.

4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ

5. Структура  и система государственного управления в США

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 Введение

Проблемы в исполнительной власти являются, по моему мнению, основными проблемами для любого государства, независимо от типа государственного устройства и формы правления.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Поэтому, актуальность темы трудно переоценить.

Целью представленного исследования является анализ роли исполнительных органов в осуществлении государственной власти США и России.

По данной работе можно найти много различных источников, это в первую очередь  конституции США и России, и другие правовые акты, такие как указы президента, федеральные законы и другие.

Объем источников, который сейчас имеется, вполне достаточен для исследования и решения исследовательских задач. Написано множество книг, как о государственном управлении России, так и о государственном управлении США. И т.к. США сегодня активно сотрудничает с Россией, развивая стратегическое партнерство в самых разных областях, то я думаю, количество таких книг будет только увеличиваться.

 

 1. Основные признаки  и функции исполнительной власти.

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах - уставах, положениях, должностных регламентах (инструкциях).

Органы исполнительной власти образуют из себя сложную, иерархически расположенную систему инстанций. Такое построение является логическим следствием территориального деления страны и невозможностью из центра управлять всеми территориями и объектами. Функционирование нескольких уровней органов исполнительной власти создает бюрократическую пирамиду, но дает возможность эффективно осуществлять государственное управление организовывать контроль вышестоящих органов за нижестоящими. Органы исполнительной власти осуществляют руководство административно - политической, социально-культурной и в известной степени производственно-трудовой деятельностью во всех ее многообразных проявлениях, что неизбежно придает этой деятельности в силу ее постоянства профессиональный характер. Хотя общее руководство органом требует единства в его деятельности, каждый орган в связи с осуществлением различных задач управления подразделяется на соответствующие структурные подразделения - отделы, управления, департаменты, секторы. Такое структурное подразделение представляет совокупность государственных должностей, занимаемых госслужащими. Корпус госслужащих характеризует данную власть с внутренней стороны. Государственная служба - второй существенный признак рассматриваемой категории. Она является составной частью исполнительной власти на всех этапах ее исторического развития. Поэтому государство посредством правового регулирования направляет деятельность госслужащих (посредством законов о госслужащих и других нормативных актов). Одним из основных признаков, характеризующих данную власть, является использование органами и должностными лицами государственно – властных полномочий, того, что можно называть административной властью в узком смысле. Властные полномочия, полученные для исполнения законов, определяют два рода исполнительной деятельности - связанной и свободной. В первом случае закон может точно установить, что должны делать исполнители - органы, лишив их свободы усмотрения и предусмотрев детали их поведения. Но закон не может определить и предусмотреть всех изменчивых обстоятельств конкретной жизни, с которыми приходится иметь дело государственному управлению. В этом случае закон может определить общие принципы деятельности, предоставив органам исполнительной власти некоторый бланкет в исполнении частностей и разрешив на этом основании издавать этим органам административные акты, как нормативные, так и индивидуальные. Таким образом, в государственном управлении имеет место деятельность органов, с одной стороны, основанная на прямом исполнении закона, а с другой стороны, - на свободном усмотрении в границах, предусмотренных законом. Все практические преобразования в текущей государственной и общественной жизни исполнительной власти может осуществлять, опираясь на рычаги административно-властных полномочий. С этой точки зрения она представляет собой огромную организующую и созидательную силу

Законодательная власть реализуется в форме издания законов и контроля за органами исполнительной власти. Но у нее нет рычагов, с помощью которых можно управлять группами людей, использовать финансовые и материальные средства, силовые структуры. В аналогичном положении находится и судебная власть. Судебные органы выносят приговоры по уголовным делам, разрешают гражданские споры, отменяют неправомерные решения должностных лиц. Однако их управленческие и, следовательно, материальные и финансовые возможности крайне ограничены. Такими возможностями обладает исполнительная власть, которая опирается на обширные территории, контингенты людей, финансовые и информационные ресурсы, использует механизм служебных продвижений и поощрений. Кроме того, в руках органов исполнительной власти находятся силовые структуры: армия, МВД, госбезопасность. Этот аспект придает данной власти особую опасную мощь, нередко порождает у ее носителей чувство безнаказанности.

Универсальность исполнительной власти проявляется также в том, что она охватывает все важнейшие сферы и отрасли общественной жизни, географически распространяется на все регионы и территории страны, подразделяясь по вертикали на федеральный, региональный и муниципальный уровни. Все перечисленные признаки, а последний наиболее наглядно позволяет утверждать, что с практической точки зрения исполнительная власть в упряжке трех ветвей государственной власти занимает ведущее место. Законодательная власть по своей природе является направляющей и контролирующей. Она создает как бы архитектурные проекты, по которым органы исполнительной власти строят здание. Вместе с тем эта власть наблюдает за строительством, за тем, чтобы здание было сооружено строго по чертежу. При всей своей важности и необходимости законодательная власть является подсобной и призвана, в основном, корректировать деятельность исполнительной, в которой состоит существо подлинного управления гражданами. То же самое можно сказать о судебной власти. Посредством приговоров по уголовным делам и решения по гражданским спорам она устраняет дезорганизующие воздействия в государственном управлении, является фактором устойчивости исполнительной власти, ее рационального и законного функционирования. Анализ признаков исполнительной власти и характеристика основных ее элементов помогают сформировать определение этой категории, хотя это понятие с трудом поддается определению. Итак, под исполнительной властью следует понимать систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение, т.е. включает три основных элемента - органы, управление, принуждение. Названные элементы подчеркивают активную творчески воздействующую роль исполнительной власти, которая в значительной степени раскрывается в ее функциях.

Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. В них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан представляемый органами исполнительной власти объем государственных полномочий. Следовательно, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед данной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществления, как правило, соответствующими методами. Функция определяет содержание деятельности исполнительной ветви государственной власти и в известной степени характеризует ее сущность. Однако, структурная сложность и особенность исполнительной власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором. Первый уровень охватывает основные функции, имеющие глобальное значение для жизни общества и вытекающие из субстанциональной природы этой власти. Исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - реально и содержательно воплощаются в ее функциях. Первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной и государственной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Ослабление этой функции дает о себе быстро знать ростом административных проступков и преступлений, резким понижением культуры человеческого общения и отрицательно сказывается на управлении экономикой, финансами, культурой, социальным обеспечением. Эта функция осуществляется посредством наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельностью организаций. Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, т.е. состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются, прежде всего государственная и оборонная безопасность, а также экономическая и др. Вторая важная функция - регулятивно - управляющая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Конституция государства обычно называет отрасли социальной деятельности, управление (руководство) которой осуществляется правительством страны: бюджет, финансы и денежная политика, культура, наука, здравоохранение, соцобеспечение, экология, оборона, внешняя политика и т.д. Данная деятельность правительства является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнение законов. Но государственное управление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременно и как распорядительная деятельность. Органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными полномочиями, предпринимающие управление действуя по собственной инициативе, воздействующие посредством властных отношений на перемены в управленческой ситуации. Органы исполнительной власти наделяются правом издавать предписания для нижестоящих органов - подзаконные нормативные или индивидуальные акты (постановления, распоряжения, инструкции). Третьей функцией выступает обеспечение прав и свобод граждан. Юридическая власть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна. Государство как в интересах граждан и общества, так и в собственных интересах идет по пути самоограничение и устанавливает область естественных прав и свобод граждан. Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества, исполнительной власти для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, которые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирование, правоприменительную и юрисдикционную деятельность. Поэтому государство наделяет исполнительную власть полномочиями, образующими второй уровень функций этой власти. Функции данного ряда имеют вспомогательный инструментальный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций. Иначе говоря, функции исполнительной власти второго уровня - нормотворчество, правоприменение, юрисдикция - используются как организационно-технические средства реализации основных функций. Нормотворческая функция - предполагает издание органами исполнительной власти нормативных актов управления. Если законы принимаются законодательными органами (собраниями), то подзаконные нормативные акты принимаются органами исполнительной власти. Другая вспомогательная функция, имеющая большое практическое значение, - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и в подзаконных актах, продолжают их нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему. Юридическая функция - деятельность органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание за нарушение общественного порядка, служебной дисциплины. Это функция обеспечивает эффективную охрану общественного порядка, более качественную и дисциплинированную работу аппарата государственного управления, оперативную и надежную защиту прав и свобод человека.

 2. Система органов исполнительной власти  РФ

Согласно новой Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в, субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли президента в системе государственной власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Основного закона страны. По Конституции президент наделен широкими правами. В качестве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство, решает вопрос об отставке правительств. Может отменять в установленном порядке постановления правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный Суд, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры председателя правительства.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. В верхнюю палату - Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Нижняя палата - Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых проводятся по смешанной мажоритарно- пропорциональной системе: половина депутатов избирается по избирательным округам, другая половина - по партийным спискам, на основе . пропорционального представительства. Установление смешанной избирательной системы в Государственную думу объяснялось отсутствием в России ко времени выборов Федерального Собрания первого созыва развитой партийной системы, что является главным условием установления чисто пропорциональной избирательной системы.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает участие нижней Палаты парламента в формировании правительства (Государственная Дума только дает согласие президенту на назначение кандидатуры на пост председателя правительства). Эта ситуация с самого начала вызывала острые дискуссии, в том числе в самом Парламенте, не раз поднимавшем вопрос о внесении поправок в Конституцию, которые наделили бы Государственную Думу правом предлагать кандидатуры министров в новое правительство. Вопрос, однако, непростой.

Информация о работе Органы исполнительной власти в России и США