Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 18:55, курсовая работа
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Поэтому, актуальность темы трудно переоценить.
Целью представленного исследования является анализ роли исполнительных органов в осуществлении государственной власти США и России.
Введение
1. Основные признаки и функции исполнительной власти
2. Система органов исполнительной власти РФ
3. Классификация и правовой статус органов исполнительной власти РФ.
4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ
5. Структура и система государственного управления в США
Заключение
Список использованной литературы
Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм: прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Положение Конституции о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, строго говоря, означает признание государством особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.
3. Классификация и правовой статус органов исполнительной власти РФ.
В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.
Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.
Существует различные
основания для классификации органов
исполнительной власти. С учетом территориального
масштаба деятельности органы исполнительной
власти подразделяются на два уровня:
федеральный и субъектов федерации. Этот
признак обусловлен федеральным устройством
и административно-
Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общей
компетенции, осуществляющие руководство
на подведомственной
б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);
б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.
Правовой статус органов исполнительной
власти характеризуется
тем, что эти органы являются самостоятельными
и независимыми именно в осуществлении
предоставленных им полномочий. Независимость
органов законодательной власти устанавливается
Конституцией РФ, федеральными законами,
актами Президента РФ и Правительства
РФ, а также другими нормативными правовыми
актами. Превышение пределов установленных
компетенции означает незаконное присвоение
властных полномочий.
Организационная структура органов государственного
правления обеспечивается разработкой
и утверждением их штатного расписания,
представляющего собой перечень структурных
подразделений органа (с их наименованиями),
должностей и их количества (в целом по
органу управления и в структурных подразделениях
в особенности), должностных окладов. Денежное
содержание выплачивается государственному
служащему согласно установленному в
штатном расписании размеру должностного
оклада. Таким образом, штатное расписание
устанавливает организационную структуру
органа исполнительной власти объем денежных
средств, необходимых на содержание этого
органа. Порядок составления и утверждения
штатных расписаний органов управления
контролируется вышестоящими органами
исполнительной власти. Штатные расписания
подлежат государственной регистрации
в финансовых органах.
4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ
Современная конституционная система России содержит в себе ряд принципов и особенностей, которые задают объективные проблемы в построении и функционировании системы исполнительной власти, в осуществлении ее модернизации.
Во-первых, речь идет о двойственности (дуалистичности) системы исполнительной власти. Фактически сложилось: разделение полномочий исполнительной власти между Президентом РФ и Правительством РФ. При этом один из этих центров - Правительство РФ - осуществляет реальное управление финансовыми и материальными потоками, а другой - Президент РФ - несет политическую ответственность за экономические результаты деятельности Правительства РФ. Такая двойственность исполнительной власти порождает разделение и дублирование функций между Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности и Правительством РФ. То, что внутри исполнительной власти действуют несколько аппаратных центров выработки и принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложного механизма согласований готовящихся решений, который по определению не может быть оптимальным.
Другим негативным аспектом сложившейся ситуации, т.е. односторонней ориентации Правительства РФ на Президента РФ, является ослабление политической ответственности представительной власти в лице Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ за результаты проводимой экономической политики. Обе палаты российского парламента воспринимают Правительство РФ как некую внешнюю силу, с которой политически выгодно находиться в конфронтации, оказывая определенное давление и на Президента РФ, вынужденного поддерживать в лице Правительства РФ исполнительную власть как таковую.
В современных условиях надлежит, прежде всего, определиться в том, какой вариант президентуры предпочтительней для организации власти в России:
- президент, непосредственно
осуществляющий руководство
- президент, выполняющий функцию координации в системе разделения властей.
Совместить эти два начала в деятельности главы государства чрезвычайно трудно. Естественное тяготение Главы государства к исполнительной власти постоянно будет отодвигать на второй план задачи координации деятельности государственных органов, составляющих различные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, во главу угла надо поставить одну из функций.
В настоящее время институт президента загружен чрезмерно большим объемом дел в сфере исполнительной власти, что неизбежно ограничивает функции правительства. Изменение акцента деятельности позволит Главе государства в большей мере заниматься стратегическими вопросами государственной политики, функционирования системы органов исполнительной власти и взаимоотношений федеральных органов и органов субъектов Федерации. Правительству РФ удастся концентрировать свои усилия на решении основных экономических и социальных задач, руководстве звеньями исполнительной власти, координации и контроле за их деятельностью.
Следует подчеркнуть, что координация различных по подведомственности органов является самостоятельной функцией Главы государства и всей системы государственного управления, и она приобретает ведущее значение в правовом государстве в рамках конституционно закрепленной системы разделения властей.
Выработка и реализация общенационального политического курса требуют не только политической воли главы государства, но и согласованных действий органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. Без определения совместных целей и взаимного участия в их реализации они могут принимать решения, исключающие друг друга.
После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. предпринимались неоднократные попытки реформирования системы органов исполнительной власти на федеральном уровне. Однако в основном эти попытки сводились к упразднению одних, созданию других и изменению иерархической подчиненности министерств и ведомств, образованию многочисленных комитетов и комиссий при Президенте РФ.
Проведенная работа по анализу формирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти, практики их деятельности, разработка организационных мер по совершенствованию бездействующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне позволяет обосновать вывод о необходимости разработки специальной федеральной программы, предметом которой должно стать развитие системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Подобная программа по своему содержанию и форме должна находиться в рамках общей концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы. Высказываются различные мнения о направленности возможной программы ее реализации. Следует остановиться на том подходе, который предусматривает следующие направления работы в рамках данной программы:
а) создание органа, специально ориентированного на исследование состояния государственного управления и совершенствование системы исполнительной власти;
б) разработка организационных мер по совершенствованию действующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне;
в) организация работы по совершенствованию правового статуса обновленной системы органов исполнительной власти. Включение в Программу правовой реформы пакета актов первоочередной важности. Ряд проектов законов по данной проблематике уже предусмотрены программами работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;
г) организация координационных механизмов по совершенствованию информационных процессов в системе исполнительной власти РФ, обеспечение информатизации этой «ветви» государственной власти;
е) меры по повышению эффективности организационных механизмов в деятельности органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими ветвями государственной власти России;
ж) меры по комплексному обеспечению и постоянному управлению процессами развития системы исполнительной власти;
з) ориентация науки на проведение исследований тенденций развития и изменения природы государственной власти в условиях постиндустриального информационного общества.
Современная конституционная система России содержит в себе ряд принципов и особенностей, которые задают объективные проблемы в построении и функционировании системы исполнительной власти, в осуществлении ее модернизации.
Такая двойственность исполнительной власти порождает разделение и дублирование функций между Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности и Правительством РФ. То, что внутри исполнительной власти действуют несколько аппаратных центров выработки и принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложного механизма согласований готовящихся решений, который по определению не может быть оптимальным.
5. Структура и система государственного управления в США
Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством; состоящим из 50 штатов и федерального округа Колумбия. По форме правления США - президентская республика. Каждый штат имеет свою Конституцию, свои законодательные органы - легислатуры и свою исполнительную власть, представляемую губернатором.
Создатели Конституции США стремились воплотить в посте Президента сильную Исполнительную власть, способную обеспечивать единство страны, ее суверенитет и управление делами Союза. Уникальность положения президента США состоит в том, что он одновременно является главой государства и исполнительной властью. Он избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков.
Конгресс представляет - власть законодательную, Верховный суд – власть судебную. Высший орган государственной власти, конгресс, состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей - это нижняя палата парламента, которая формируется на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Входящие в состав палаты 435 членов избираются на два года, представляя интересы штатов, от которых они избраны. Возглавляет палату представителей спикер, избираемый из числа ее депутатов. Сенат - верхняя палата американского парламента - представляет прежде всего интересы штатов и избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. Председательствует на заседаниях сената - вице-президент США.
Информация о работе Органы исполнительной власти в России и США