Органы исполнительной власти в России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Поэтому, актуальность темы трудно переоценить.
Целью представленного исследования является анализ роли исполнительных органов в осуществлении государственной власти США и России.

Оглавление

Введение
1. Основные признаки и функции исполнительной власти
2. Система органов исполнительной власти РФ
3. Классификация и правовой статус органов исполнительной власти РФ.
4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ
5. Структура и система государственного управления в США
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РФ И США.docx

— 60.73 Кб (Скачать)

Все принятые конгрессом законопроекты (билли) должны быть утверждены главой государства. При отказе президента от утверждения документа конгресс имеет право преодолеть президентское вето в каждой палате квалифицированным большинством голосов. Значительное число законопроектов президент США издает от своего имени, и все они по статусу не ниже законов, принятых конгрессом

     В  США  понятие  "институт президентства"  охватывает всю  совокупность  правительственных органов, подчиненных  президенту. В их число входят  прежде всего  непосредственные  советники  президента,  работающие  в  примерно  12 агентствах,   объединенных  общим  названием  "Исполнительная  администрация  президента", и члены кабинета, или собственно правительство.

     Исполнительная   администрация   президента  была  создана  президентом Рузвельтом  в  1939 году  с тем, чтобы  обеспечить  координацию  работы всех  органов  Исполнительной власти и  контроль  за  их  деятельностью.  Ее структура  не  является стабильной.   Каждый  президент  вносит  в  нее   изменения,  приспосабливая структуру   к  своему   стилю   руководства.   Наиболее   важными   агентами Исполнительной администрации являются аппарат Белого дома, Бюро управления и бюджета и Совет национальной безопасности.

     Аппарат  Белого дома состоит из непосредственных помощников президента, на    которых   он   опирается   в   осуществлении   руководства   основными правительственными  органами  в  Вашингтоне.  В  организации  работы  своего аппарата президенты использовали  две модели.  Ф.Рузвельт и Дж.Кеннеди  были сторонниками  децентрализованной,   открытой   модели,  при  которой  каждый помощник   непосредственно  общается  с  президентом.  Позитивной   стороной открытой модели являлись широкая информированность президента и  возможность сопоставления  им  различных  взглядов  и походов, знание  которых позволяло принимать  наиболее взвешенные решения. Негативной  - то, что данная  модель неизбежно  вызывала  столкновение  мнений и  точек зрения,  разноголосицу  и отсутствие должной координации в формулировании и осуществлении политической линии президента.

     Буш   избрал централизованную  модель,  и при нем  руководитель персонала Дж.Сунуну  стал, по  существу,  единым  управляющим  всеми  делами аппарата  Белого дома.  Централизованная модель  обладает тем преимуществом, что   она   позволяет  достичь  максимальной  согласованности  в  проведении политики. Вместе с  тем она таит  в  себе реальную опасность создания полосы отчуждения  вокруг  президента,  его  изоляции  от  поступления  объективной информации и оригинальных идей.

     Аппарат   Белого  дома   выполняет   четыре  основные  функции.   Часть сотрудников    занята   административными   обязанностями.   Вторая   группа сотрудников  обеспечивает координацию  работы  министерств. Третья  группа  - отвечает  за связь с  Конгрессом. Она  прослеживает прохождение президентских  законопроектов по лабиринтам  палат, организует встречи и беседы  президента с лидерами  Конгресса  и  в  целом  способствует   реализации  законодательных инициатив  президента.  Наконец,  четвертая  группа  помощников  заботится  о защите  политических  интересов  президента.   Пресс-секретарь  Белого  дома отвечает  за  "рекламу"  в  средствах массовой  информации  президента и его политики  в наиболее благоприятном свете. Эксперт по  изучению  общественного  мнения внимательно следит за  реакцией в стране на выступления  и политические шаги  президента,  а  помощник  по  политическим  вопросам  имеет  постоянный контакт  с  ключевыми  политическими  группами  и  старается  обеспечить  их  поддержку политики президента.

Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда.

Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам:

Представительские функции;

Участие в законодательном процессе;

Военные полномочия;

Внешнеполитические полномочия;

Назначения высших должностных лиц;

Чрезвычайное положение.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает различные правовые акты. Основные из этих актов обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись.

Второе лицо в государстве – Вице-президент. Он избирается вместе с Президентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной.

Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях.

Система органов исполнительной власти, обычно именуемая администрацией Президента, включает три звена:

- кабинет и департаменты,

- исполнительный аппарат Президента,

 - исполнительные агентства.

Кабинет представляет собой совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения, если они принимаются, оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет.

Сущность Исполнительного аппарата Президента заключается в оказании помощи Президенту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой, определении бюджетной политики и координировании позиции органов исполнительной власти перед Конгрессом.

Исполнительные агентства. Их руководители назначаются Президентом с одобрения Сената. Некоторые агентства при этом формально Президенту не подчиняются, а подотчетны Конгрессу.

К наиболее значительным агентствам относятся: Национальное управление трудовых отношений, Информационное агентство, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Комиссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Комиссия гражданской авиации и др.

     Федеральная Исполнительная власть   США -  достаточно  громадная  государственная машина, у руля которой  находится президент. Его штаб  - Исполнительная  администрация президента и кабинет  министров.

Кабинет совета министров формируется самим президентом, хотя и «по совету и с согласия» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.  Это  -  высший  эшелон  руководства. Основу госмашины  составляет  14 министерств.  Помимо  них существует примерно  200 самостоятельных правительственных, а так же ряд государственных корпораций.

    Прежде  всего следует обратить  внимание  на то, что вплоть  до 1913 года правительство США состояло  только  из 5 министерств, до  1965  года - из 8. Созданные  в 1965  году  министерства  стали необходимыми для  осуществления активной  роли  государства  в социальной сфере  и  в  управлении  отраслями хозяйства, имеющими общегосударственное значение.

     Внутренняя  структура министерств не  является  идентичной, что отражает их  исторические,  целевые  и  функциональные  различия.  Вместе с  тем  она содержит  ряд общих  управленческих  элементов  и подразделений. Руководство текущей  работой  министерства  возглавляет  заместитель  министра,  которому  подчинены  все другие  должностные  лица  и подразделения данного  ведомства.

Главный   помощник  министра,  наряду   с  выполнением  прямой  обязанности, обозначенной в  его должности,  руководит секретариатом  министра,  а  также управлением  политики  и  бюджета.   Заведующие   функциональными   отделами министерств находятся,  как правило, в должности помощников министра и в его прямом подчинении. В  каждом  министерстве есть  юридический  отдел  и отдел инспекции,  в большинстве из них имеются  подразделения,  ведающие вопросами законодательства и  связи с Конгрессом, связи  с общественностью  и  прессой ("Public Relations"), кадров и трудовых отношений. Структура министерства не является  застывшей,  каждый очередной  министр  вправе  вносить  изменения.

Правомочия  и   функции  министерств  строго  определены  законом,   за   их использованием существует достаточно жесткий контроль со стороны конгресса и аппарата Президента.

     Самостоятельные,  т.е.  не  входящие   в  структуру  министерств  и  не подчиненные   им  агентства   и  комиссии   имеют   целевое  предназначение. Самостоятельное административное агентство, создаваемое решением  Конгресса, возглавляет директор,  назначаемый и освобождаемый от должности Президентом. Агентства выполняют функции  госуправления, которые по тем или иным причинам Конгресс не считает нужным передавать существующим министерствам.

Местное самоуправление США: Структура органов местного самоуправления включает в себя различные уровни. Всего, по данным 1997 г., в США насчитывалось 84995 органов местного управления, в т. ч. 3043 графств, 19 279 муниципалитетов, 16656 таунов и тауншипов, 14422 школьных округов и 31 555 специальных округов.

(Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим количеством (до 25 тыс. человек) населения. Права на самоуправление таунов и тауншипов законодательно существенно ограничены. Тауншипы представлены только в двадцати из пятидесяти американских штатов)

Наиболее крупными органами местного самоуправления в США являются графства и муниципалитеты. Если графства главным образом функционируют в сельской местности, где большая территория и невысокая плотность расселения, то муниципалитеты группируются вокруг урбанизированных поселений, характерной чертой которых является высокая степень внутренней интегрированности их хозяйственных функций

Отличительная характеристика муниципалитетов заключена в наделении их юридическими правами муниципальных корпораций. Соответствующий их статус определяется некоторой замкнутостью и автономностью экономической базы муниципалитета, представляющего города и крупные населенные пункты. Будучи самостоятельным экономическим агентом, муниципалитет является самостоятельным рыночным субъектом, определяющим собственную стратегическую политику. Графства, в отличие от муниципалитетов, не наделены правом издания собственных законодательных актов: они призваны обеспечивать реализацию на местах законодательства штатов. Среди основных функций муниципалитетов следует выделить владение собственностью; участие в покупке и продаже крупных партий товаров; преследование в судебном порядке лиц, нарушающих законность; займ денежных средств и предоставление займов; заключение контрактов и пр. На территории США муниципалитеты распространены крайне неравномерно, и, если в штате Иллинойс их количество превышает тысячу единиц, то в штате Гавайи имеется только один муниципалитет.

Немного о судебной системе: Судебная система США построена иерархическим способом с четким разделением функций между судебными уровнями. В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Основной функцией Верховного суда является рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут «федеральный вопрос». Это могут быть вопросы по спорам между двумя и более штатами, по международным искам и т. п. Апелляционные суды, созданные в 1891 г., являются судами промежуточной юрисдикции, служат своеобразным мостиком между Верховным судом и окружными судами. Окружные суды являются основным звеном федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на 5 округов с учетом границ между штатами.

 

Заключение

В проделанной мною  работе  необходимо  подвести черту, так сказать сделать последний штрих – подытожить. Тема курсовой носит  достаточно серьезный политический характер. На первых порах   моей  работы  я  изложила всю суть  исполнительной власти в РФ, (ее понятие, признаки, функции) быть может, что- то  упуская, что-то раскрыв более  широко, тем не мене полагаю, что цель достигнута.

Возможно читатель, ознакомившись с моей работой, сошлется, на, то, что Исполнительной власти РФ я  уделила  больше внимания, нежели  ИВ США, почему то автоматически мне был интересен путь   именно  к этой стране, но все же  я думаю, что главные аспекты  я учла.

По ходу выполнения работы  я не делала,  каких - то сравнительных тезисов,  хотя сама тема курсовой  имела прямой контекст к проведению анализа. Я просто решила базово раскрыть понятие Исполнительной власти в целом, заглянув кратко в  гос. Структуру, систему  и механизм каждой из держав и немного углубиться в проблему и даже историю возникновения органов исполнительной власти.

В пятом вопросе я рассмотрела также основные элементы государственного устройства США. Что  позволило провести сравнение непосредственно с государственным управлением в РФ.

Безусловно, хотелось бы отметить, что такие две великие державы как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки не могут не содержать общих черт, так как зачастую исторические события сталкивали их пути, как в позитивных ситуациях, так и в негативных. Так же, исследуя их современное государственное устройство можно сказать, что во многом они весьма схожи. Так, например, обе державы конституционно закрепляют исполнительную власть за Президентом, в обоих государствах отмечается соединение функции главы государства и главы исполнительной власти.

Информация о работе Органы исполнительной власти в России и США