Исполнительная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные законы исполнительной власти и органы исполнительной субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2



1.ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ СТАТУС……3

1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………...3

1.2. ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………….5

1.3. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………7


2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………9


3.МЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА……………..12




ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….14



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

ГМУ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

 

1.ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ СТАТУС……3

1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………...3

1.2. ПРИЗНАКИ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ……………………………….5

1.3. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………7 

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ……………9 

3.МЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА……………..12 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….14 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъём экономики духовный прогресс народа.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделён государственными властными полномочиями. Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеют свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, занимается межотраслевым управлением.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти  возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определёнными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата.

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви  – законодательную, исполнительную и судебную – вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные законы исполнительной власти и органы исполнительной субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление.

Органы  исполнительной власти – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.

  1. Понятие органов исполнительной власти и их статус.
    1. Понятие органов исполнительной власти.

Очевидно, что если речь идёт об исполнительной власти, о государственной деятельности по её практической  реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993года установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения законодательную, исполнительную и судебную, данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих появлений государственной власти , а именно – государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности.

Соответственно  органы исполнительной власти в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или  же носителями административной правосубъектности. Иначе говоря, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно закреплённого субъекта.

Исполнительными по своей сути являются вообще все  органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений.

Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий. Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа, должностей и их количества, должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размер должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объём денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

1.2. Признаки исполнительной  власти.

В связи  с тем, что термина «государственное управление» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлён переход от «разделения труда» к «разделению властей».

Исполнительная  власть представляет собой, относительно самостоятельную ветвь, единой государственной  власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоисполнительного характера. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей.  Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путём проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами  субъектов Федерации. Важная роль при этом принадлежит федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

Исполнительная  власть не может отождествляться  с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.

Исполнительная  власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении её субъектов находятся  все наиболее существенные атрибуты государственной власти:

  • Финансы;
  • Важнейшие средства коммуникаций;
  • Армия и иные войска формирования;
  • Милиция;
  • Службы внутренней и внешней безопасности;
  • Исправительно-трудовые учреждения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Подразделение органов исполнительной власти.

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993года принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее  действовавшей Конституции РСФСР 1978года. Суть введённых изменений  заключается в том, что президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Однако особенность РФ заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять, содержание и сущность деятельности исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту.

Органы  исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяется на:

  • Федеральные;
  • Субъектов Федерации;
  • Территориальные;
  • Межтерриториальные.

    Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом  уровне исполнительные органы общей  компетенции. Остальные звенья такой  системы непостоянны, видоизменяемы. Они могут в ряде случаев вообще не существовать, хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Всё это «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей её организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.     
     

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Федеральные органы  исполнительной власти  РФ.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она  закреплена Конституцией РФ, конституциями  республик в состав в России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая  система исполнительной власти состоит  из следующих звеньев:

1. Федеральные  органы исполнительной власти  РФ;

  • Правительство РФ;
  • Федеральное министерство;
  • Государственные комитеты РФ;
  • Федеральные комиссии РФ;
  • Федеральные службы РФ;
  • Федеральные надзоры РФ;
  • Иные федеральные органы исполнительной власти;
  1. Органы исполнительной власти субъектов РФ (республик, краёв, областей, автономной области и т.д.)
  • Правительство республик
  • Администрации областей, краёв и т.д.

В соответствии с конституционными нормами Президент  РФ является постоянно действующим  органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как  единоличный глава государства.

Так, в  сфере исполнительной власти Президент  РФ:

  • Назначает с согласия  Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • Принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • Вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам.

Указом  Президента РФ от 1 сентября 2000 года был  образован Государственный совет РФ – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

В числе  основных задач Государственного совета:

  • Обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и её субъектов;
  • Обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти  и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • Содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Информация о работе Исполнительная власть РФ