Система оганов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является исследование системы органов исполнительной власти в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе работы и функционирования органов исполнительной власти.
Предмет исследования система и виды органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
дать понятие органов исполнительной власти;
рассмотреть систему органов исполнительной власти РФ;
определить систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 7
Понятие органов исполнительной власти 7
Виды органов исполнительной власти 9
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Понятие системы органов исполнительной власти 13
2.2 Президент Российской Федерации 15
2.3 Правительство Российской Федерации 18
2.4 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 24

3. СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа система оганов исполнительной власти (7)!.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                         3  1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ     ВЛАСТИ           7                                                                                                          

    1.   Понятие органов исполнительной власти                                      7         
    2.   Виды органов исполнительной власти                                               9 

2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                         13  

         2.1   Понятие системы органов исполнительной власти                           13

        2.2   Президент Российской Федерации                                                      15

        2.3   Правительство Российской Федерации                                               18

       2.4 Федеральные министерства и иные федеральные органы    исполнительной власти                                                                                         24

 

3.  СИСТЕМА  И   ВИДЫ  ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)                                                                                 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            37                                          

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

    Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

    Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

    Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

    Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением.

    После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»- более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.

    Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

   Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

   В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

     Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Основной целью данной курсовой работы является исследование системы органов исполнительной власти в РФ.

    Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе работы и функционирования органов исполнительной власти.

     Предмет исследования система и виды органов исполнительной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • дать понятие органов исполнительной власти;
  • рассмотреть систему органов исполнительной власти РФ;
  • определить систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

В работе использовались такие методы как:

    • структурно – функциональный метод (при структурировании курсовой работы);
    • метод анализа (при анализировании нормативно – правовых актов).

     Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав: понятие и виды органов исполнительной, система органов исполнительной власти в РФ, система и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области) - заключение и список использованных источников.

    В разные годы данную тему исследовали такие ученые, как М.А. Лапина1, А.А.Демин2, Л.Л. Попов3, Демьян Н.Б.4, Алехин А.П.5, Овсянко Д.М6 и другие. На их разработки я и буду опираться при написании данной работы. Нормативной же основой явились такие акты, как Конституция Российской Федерации7, Федеральный конституционный закон от 17 января 1997 "О Правительстве Российской Федерации "8, Указ Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»9 и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ  

1.1 Понятие органов исполнительной власти

     Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику  любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

     Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым  управлением. 
    Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

  • Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  • Наделены оперативной самостоятельностью;
  • Имеют, как правило, постоянные штаты;
  • Образуются вышестоящими органами;
  • Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.  

   Главной задачей  органов исполнительной власти  является осуществление управленческих  полномочий в отношении иных  субъектов административного права.  Они призваны повседневно организовывать  практическое исполнение законов  и других органов законодательной  власти и указов Президента. Административно-правовой  статус органов исполнительной  власти определяется Конституцией  РФ, конституциями республик в  составе России, федеральными и  иными законами (например, ФКЗ РФ  от 17.12.1997г. «О правительстве РФ»), положениями (например, Положение  о Министерстве внутренних дел РФ). 
    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

  • Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
  • Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;
  • Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения – вертикального и горизонтального. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборотной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;
  • Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. 
       Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структура органа. Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области. Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др. Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.10 
        Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др. Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

 

1.2. Виды органов исполнительной власти

    Органы исполнительной власти различаются по содержанию и конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы.

Информация о работе Система оганов исполнительной власти