Система оганов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является исследование системы органов исполнительной власти в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе работы и функционирования органов исполнительной власти.
Предмет исследования система и виды органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
дать понятие органов исполнительной власти;
рассмотреть систему органов исполнительной власти РФ;
определить систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 7
Понятие органов исполнительной власти 7
Виды органов исполнительной власти 9
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Понятие системы органов исполнительной власти 13
2.2 Президент Российской Федерации 15
2.3 Правительство Российской Федерации 18
2.4 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 24

3. СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа система оганов исполнительной власти (7)!.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

 

2.3 Правительство Российской Федерации

    Правительство РФ является  федеральным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации.  Основы правового статуса Правительства  РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы  регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской  Федерации» от 17 декабря 1997 года

    Правительство - это коллегиальный  орган, который возглавляет единую  систему исполнительной власти  в Российской Федерации. В его  состав входят Председатель, заместители  Председателя Правительства и  федеральные министры. В период с января 1994 г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.

    Председатель Правительства  назначается и освобождается  от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя  Правительства осуществляется с  согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно  по заявлению Председателя об  отставке, а также в случае  невозможности исполнения Председателем  Правительства своих полномочий.19

   Председатель Правительства  РФ не позднее недельного срока  после назначения представляет  Президенту РФ предложения о  структуре федеральных органов  исполнительной власти; предлагает  Президенту кандидатуры заместителей  Председателя Правительства РФ  и федеральных министров; в  соответствии с Конституцией  РФ, федеральными законами и указами  Президента РФ определяет основные  направления деятельности Правительства  и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).

     ФКЗ «О Правительстве РФ» наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:20

1) представляет Правительство РФ  в Российской Федерации и за  пределами территории Российской  Федерации;

2) ведет заседания Правительства  РФ, обладая правом решающего  голоса;

3) распределяет обязанности между  своими заместителями;

4) систематически информирует Президента  РФ о работе Правительства;

5) подписывает акты Правительства  Российской Федерации.

    В случаях, предусмотренных  Конституцией РФ, Председатель Правительства  РФ временно исполняет обязанности  Президента РФ.

    Заместители Председателя  Правительства РФ координируют  работу федеральных органов исполнительной  власти, дают им поручения и  контролируют их деятельность; предварительно  рассматривают предложения, проекты  постановлений и распоряжений, внесенные  в Правительство.

     Федеральные министры  обладают установленными законодательством  РФ полномочиями руководителей  соответствующих федеральных органов  исполнительной власти и участвуют  с правом решающего голоса  в заседаниях Правительства. Правом  совещательного голоса могут  быть на делены и иные руководители  федеральных органов исполнительной  власти. Например, Председатель Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг  является по должности федеральным  министром.

    Для решения оперативных  вопросов по предложению Председателя  Правительства может быть образован  Президиум Правительства. Его  заседания проводятся по мере  необходимости. Правительство РФ  вправе отменить любое решение  Президиума.

    Полномочия Правительства  РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и  Указами Президента.

    Федеральный конституционный  закон «О Правительстве РФ»  устанавливает, что в отношении  федеральных органов исполнительной  власти Правительство РФ руководит  работой и контролирует их  деятельность; утверждает положения  о них; устанавливает предельную  численность работников их аппаратов  и размер ассигнований на их  содержание; вправе отменять акты  федеральных органов исполнительной  власти или приостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти и т. д.

    В отношении органов  исполнительной власти субъектов  РФ Правительство РФ в целях  обеспечения сочетания интересов  Российской Федерации и субъектов  РФ по предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов РФ координирует  и контролирует деятельность  органов исполнительной власти  субъектов РФ; вносит предложения  Президенту РФ о приостановлении  действия актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае  их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод человека и  гражданина.

    Правительство РФ в  пределах своих полномочий разрешает  споры и устраняет разногласия  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  РФ. Для разрешения споров и  устранения разногласий создаются  согласительные комиссии из представителей  заинтересованных сторон.

    Закон определяет общие,  межотраслевые, отраслевые и иные  полномочия Правительства РФ. В  пределах общих полномочий Правительство  РФ:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
  • осуществляет регулирование в социально - экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.21    Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

    Для осуществления возложенных  на него полномочий Правительство  может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц.

   Правовыми формами реализации  Правительством возложенных на  него полномочий выступают постановления  и распоряжения, обязательные к  исполнению в Российской Федерации.  Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений,  а акты по оперативным и  другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, - в форме  распоряжений.

    Основной организационной  формой деятельности Правительства  РФ являются его заседания,  которые проводятся не реже  одного раза в месяц. Заместители  Председателя Правительства и  федеральные министры участвуют  в заседаниях лично.

    В заседаниях Правительства  могут участвовать представители  палат Федерального Собрания, Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной  палаты, Центрального банка и  иные лица в соответствии с  законодательством либо в порядке,  установленном Правительством.

    Правительство РФ может  рассматривать отдельные вопросы  на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний  Правительства РФ осуществляются  в соответствии с Регламентом  Правительства РФ.

     Федеральным конституционным  законом «О Правительстве РФ»  (ст. 28) определен круг вопросов, решения  по которым принимаются исключительно  на заседаниях Правительства  РФ. В частности:

  • о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • об установлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • об установлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;
  • о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
  • о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • об образовании Президиума Правительства РФ;
  • об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;
  • о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнитель ной власти;
  • об утверждении Регламента Правительства РФ;
  • об утверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.

    Случаи и порядок отставки  Правительства РФ предусмотрены  ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ  «О Правительстве РФ». Правительство  само может подать в отставку; решение об отставке может  принять Президент РФ; недоверие  может быть выражено Государственной  Думой; вопрос о доверии может  быть поставлен Государственной  Думой Председателем Правительства  РФ.

    Освобождение от должности  Председателя Правительства одновременно  влечет отставку Правительства.  В случае отставки или сложения  полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

2.4. Федеральные министерства  и иные федеральные органы  исполнительной власти

   Современная система  и структура федеральных органов  исполнительной власти определена  рядом указов Президента: от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"22, от 09.03.2004 N 314  "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"23, от 24.09.2007 N 1274  "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"24.

   В систему федеральных  органов исполнительной власти  входят кроме

Правительства РФ отраслевые и межотраслевые  федеральные  органы

исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в

разное время включал  министерства, государственные комитеты, комитеты,

федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и  другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему  федеральных органов исполнительной власти составляют:

  • министерства РФ
  • федеральные службы
  • федеральные агентства.

    Министерство  Российской Федерации – как  и другие федеральные органы

исполнительной власти –  это самостоятельный орган системы. Он имеет

центральный аппарат, реализующий  функции данного органа в пределах

определенной компетенции  по предметной области государственного управления, которая входит в его  ведение.

    Министерство  Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.25  Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера. 

    Осуществляет  координацию и контроль деятельности  находящихся в его ведении  федеральных служб и федеральных  агентств. В этих целях федеральный  министр осуществляет следующие  функции:

Информация о работе Система оганов исполнительной власти