Субъекты исполнительной
власти
Субъекты исполнительной
власти являются главнейшими субъектами
административного права, ибо именно
они осуществляют государственное
управление, управленческие действия,
принимают административные акты, обеспечивают
исполнение законов, общественный порядок
и безопасность, права и свободы
граждан.
С учетом федеративного устройства
России выделяются следующие субъекты
исполнительной власти в Российской
Федерации:
- Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
- равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти все субъекты РФ между собой
равноправны. Федеративное устройство
Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве
системы государственной власти,
разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
РФ, на равноправии и самоопределении
народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления
государственного управления субъектами
исполнительной власти в Российской
Федерации являются:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
- правительства субъектов РФ;
- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как следует из приведенной
классификации, субъектами исполнительной
власти могут быть как федеральные,
так и региональные (в субъектах
РФ) органы государственного управления.
Известно, что органы управления не
могут функционировать без персонала
государственного управления, т. е. без
государственных служащих, являющихся
субъектами государственно-управленческих
отношений. Выделяются следующие особенности
организации и функционирования
субъектов исполнительной власти:
- число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
- субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
- должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
- органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
- государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.
Одной из основных задач
государственного управления является
формирование кадрового потенциала
государственных органов. Решение
этой задачи обеспечивается таким институтом
в системе государственного управления,
как государственная служба.