Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотреть органов внутренних дел как субъект исполнительной власти России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть зазадачи и функции органов внутренних дел, -рассмотреть формы и методы деятельности органов внутренних дел, -рассмотреть систему органов внутренних дел, -рассмотреть мероприятия государства по совершенствованию органов внутренних дел, -охарактеризовать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел.
Введение 3
1. Задачи и функции органов внутренних дел 4
2. Формы и методы деятельности органов внутренних дел 8
3. Система органов внутренних дел 15
4. Мероприятия государства по совершенствованию органов внутренних дел 24
5. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел 27
Заключение 29
Список используемых источников 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АСД ОВД
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Органы внутренних дел как субъекты исполнительной власти России».
Выполнил:
курсант 2 курса факультета
“Юриспруденция ”
Мл.сержант полиции
Дарьин А.В.
Проверил:
Доцент кафедры
Подполковник полиции
Дерюга А.Н.
Хабаровск, 2012
План
Интерес изучения положения и системы органов внутренних дел обусловлено для меня исключительной важностью и значимостью этих органов в системе государственного механизма. Органы внутренних дел являются специальными субъектами управления. Они, так же как и другие органы государственной власти, осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Цель курсовой работы — рассмотреть органов внутренних дел как субъект исполнительной власти России.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть зазадачи и функции органов внутренних дел, -рассмотреть формы и методы деятельности органов внутренних дел, -рассмотреть систему органов внутренних дел, -рассмотреть мероприятия государства по совершенствованию органов внутренних дел, -охарактеризовать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел.
Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел.
Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.
Место органов внутренних
дел в системе органов
Охрана личности, демократических прав и свобод граждан, правопорядка и собственности — одно из важнейших направлений деятельности нашего государства. Эти внутренние социально-политические функции наряду с другими реализуются всеми государственными органами. Особая роль в их практическом осуществлении принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации, которые как неотъемлемая часть государственного механизма составляют звено исполнительной системы государственной власти. Действуя в сфере административно-политического строительства, органы внутренних дел непосредственно обеспечивают личную безопасность граждан, а также общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка, прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств; осуществляют, опираясь на современные достижения оперативно-розыскной и криминалистической науки, техники и тактики, предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие и расследование, розыск и установление виновных; способствуют обеспечению пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства, а также осуществляют аварийно-спасательные работы при действиях в чрезвычайных ситуациях. Вместе с этим они активно содействуют реализации других внутренних и внешних функций государства1.
Министерство внутренних дел Российской Федерации как исполнительный орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется Конституцией России, законами и постановлениями представительных органов государственной власти Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента РФ и президентов республик в составе России, постановлениями Правительства РФ и республик, входящих в ее состав, нормативными актами других субъектов Российской Федерации, а также положением об МВД России.
В законодательных и подзаконных актах вышеуказанных представительных и исполнительных органов государственной власти изложены основы организации и деятельности органов внутренних дел, стратегические задачи и тактические направления сосредоточения их усилий на определенных участках борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.
В целях обеспечения правопорядка и законности утверждены мероприятия по усилению охраны общественного порядка, защиты прав и личной безопасности, их имущества от противоправных посягательств2. В нем определен комплекс правовых (разработка проектов законов, подготовка предложений о внесении изменений в законодательные акты), организационных и других мер, обеспечивающих укрепление правопорядка в стране, в том числе повышение эффективности органов внутренних дел.
Общие задачи Министерства внутренних дел как органа отраслевого управления в системе общегосударственных правоохранительных мер определены в Положении о Министерстве внутренних дел РФ, в соответствии которым на них возлагается:
обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка;
осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений.
Наряду с этими задачами,
определяющими внешнюю деятельн
организация и совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по выполнению возложенных на них задач и обязанностей;
принятие мер к соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел Министерства;
обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защиты личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;
развитие и укрепление их материально-технической базы.
В соответствии с компетенцией органы внутренних дел призваны осуществлять следующие основные задачи: обеспечивать безопасность личности, защищать ее права, свободы и законные интересы, интересы общества и государства от противоправных посягательств; предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения; охранять общественный порядок и общественную безопасность; раскрывать и расследовать преступления и осуществлять розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также преступников; охранять собственность; оказывать социальную и правовую помощь населению. Сущность деятельности органов внутренних дел состоит в проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел государства, общественный порядок, общественную безопасность и борьбу с преступностью, а также иными правонарушениями.
В соответствии с возложенными задачами органы внутренних дел осуществляют следующие функции: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, а также интересы предприятий3, учреждений и организаций; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение правомерного поведения людей в общественных местах, обеспечение необходимых условий для труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения, правил пользования материалами, веществами и предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему; осуществление надзора за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; осуществление дознания и следствия в пределах определенной законом компетенции; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России; осуществление деятельности, связанной с вопросами гражданства России; осуществление охраны объектов коллективной и государственной собственности и личного имущества граждан по договорам; обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.
Свою деятельность органы внутренних дел осуществляют в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормотворческая деятельность; правоприменительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность. Деятельность органов внутренних дел в указанных формах протекает как внутри служб, аппаратов и подразделений органов внутренних дел, так и во внешней сфере их деятельности, во взаимоотношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Некоторые авторы4 выделяют три основных формы деятельности полиции:
Рассмотрим каждую из форм подробнее.
Административная деятельность. Органы внутренних дел как исполнительные органы государственной власти призваны обеспечивать личную безопасность граждан и общественную безопасность, охранять общественный порядок, осуществлять меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, исполнению уголовного наказания.
Кроме того, они выполняют внешние обязанности осуществляют в многообразных по своему характеру, социальному назначению, правовому регулированию направлениях деятельности, в частности административную, оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие.
Указанные направления деятельности изучаются в учебных заведениях МВД России и различаются между собой по характеру решаемых задач, специфике правового регулирования, формам и методам их осуществления, а также определенной обособленностью организационных структур (аппаратов).
Органы внутренних дел
входят в общую систему исполнительных
органов государственной
Важнейшие черты административной
деятельности органов внутренних дел:
подчиненность и
Подчиненность и подконтрольность органов внутренних дел представительным и исполнительным органам государственной власти осуществляется главным образом по линии их административной деятельности. В силу специфического характера дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной работы и производства по делам об административных правонарушениях контроль и руководство ими сосредоточено в вышестоящих органах внутренних дел.
Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в том, что она осуществляется от имени государства, с использованием предоставленных государственных полномочий.
Административная деятельность
органов внутренних дел одновременно
— исполнительная и распорядительная.
Исполнительная она потому, что направлена
на повседневное, непосредственное практическое исполнение (проведение в жизнь) законов,
указов, постановлений Правительства
Российской Федерации по вопросам охраны
общественного порядка, обеспечения общественной
безопасности и борьбы с преступностью.
Распорядительный характер она имеет
потому, что для выполнения возложенных
задач государство наделяет органы внутренних
дел широкими административно-
Важное место в
В административной деятельности
необходимо различать два тесно
связанных между собой
а) внутриорганизационную деятельность;
б) внешнюю административную деятельность, связанную с осуществлением обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью.
Внутриорганизационная деятельность обеспечивает четкое функционирование служб и подразделений органов внутренних дел. Она включает в себя определенные структуры штатов, распределение функциональных обязанностей, планирование работы, организацию взаимодействия, контроль, проверку исполнения, подбор, расстановку и воспитание, кадров, аттестование сотрудников, учет, информацию и т.д. Эта деятельность осуществляется посредством административно-правовых форм и методов, охватывает все службы и подразделения органов внутренних дел, включая и те, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание и др. Она складывается из руководства со стороны вышестоящих органов работой подчиненных органов и непосредственного управления начальниками и другими должностными лицами внутри каждого органа (службы). Несмотря на всю важность и необходимость, рассматриваемое направление — вспомогательное, призванное обеспечить надлежащую организацию работы органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач, направленных вовне.
Внешняя административная деятельность органов внутренних дел основная, ибо в процессе ее практически реализуются задачи и функции, определяющие их социальное назначение. Она выходит за пределы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные государственные и общественные организации, а также граждан. Внешний административно-правовой характер имеет вся деятельность, связанная с охраной общественного порядка, обеспечением безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, документированием граждан и регулированием их передвижения, обеспечением правил пребывания на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, применением к нарушителям мер административного принуждения и др.
Таким образом, административная
деятельность органов внутренних дел
представляет собой исполнительно-
Информация о работе Органы внутренних дел как субъекты исполнительной власти России