Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:32, реферат
Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами
Органы внутренних дел как субъекты
правоотношений.
Нормами права подлежат регулированию
все те общественные отношения, которые
затрагивают интересы общества, государства
и которые требуют государственного обеспечения.
Поэтому деятельность органов государства,
их взаимодействие с гражданами, другими
органами государства и организациями
находятся в сфере правового регулирования.
Так, нормами права урегулированы организация
органов внутренних дел, их повседневная
деятельность по охране общественного
порядка. Структура и иерархия органов
внутренних дел, их компетенция, полномочия,
задачи и функции, права и обязанности
строго регламентированы нормативными
актами. Нормативные акты закрепляют соотношение
между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь
и взаимодействие с другими органами государства,
а также общественными организациями
и гражданами. Нормативная регламентация
организации служб органов внутренних
дел составляет основу законности и функционирования.
Однако не только организации, но и повседневная
деятельность органов внутренних дел,
милиции урегулированы правовыми нормами
и основаны на законности. В ходе издания
тех или иных конкретных правовых актов,
например в разрешительной системе, в
патрульно-постовой службе милиции, осуществлении
паспортной системы и в особенности при
привлечении к ответственности правонарушителей,
работники милиции вступают в различные
правоотношения, в рамках которых они
должны строго соблюдать требования законности.
Раскрывая значения соблюдения законности
в деятельности милиции, всегда важно
учитывать два аспекта этого вопроса.
Во-первых, милиция призвана обеспечивать
соблюдение законности гражданами, учреждениями,
общественными организациями и т. д. в
той области, которая входит в сферу деятельности
милиции. Во-вторых, сотрудники милиции
в пределах своей компетенции вступают
в различные правоотношения с гражданами,
организациями. В процессе осуществления
служебных прав и обязанностей каждый
работник милиции должен действовать
строго в соответствии с нормативными
предписаниями.
Все правовые формы деятельности милиции
(и прежде всего правоотношения ) должны
соответствовать правовым нормам. Только
в этих случаях их деятельность будет
законной. В свою очередь правовой будет
лишь такая форма деятельности (такое
отношение), которое предусмотрена юридической
нормой. Это означает, что фактические
отношения, складывающиеся между работниками
милиции и гражданами ( или другими субъектами
права), не предусмотренные нормами права,
могут иметь важное практическое значение,
они будут иметь моральный или иной социальный
характер, но правовыми не являются. Этот
момент важно иметь в виду, ибо лишь правовые
отношения влекут за собой определенные
правовые последствия, защищаются государством
- в случаях нарушения сторонами правоотношения
своих юридических обязанностей потерпевшая
сторона может обратиться к государству
( в лице определенных органов ) для привлечения
к ответственности правонарушителя.
Итак, содержание правоотношения, поведение
его сторон моделируются в правовой норме,
в ее главной части - диспозиции.
Законность правоотношений связанна не
только с необходимостью выполнения сторонами
своих прав и обязанностей, но и с наличием
законных оснований их возникновения
и развития ( юридических фактов ), а также
определением причастности тех или иных
лиц к данному правоотношению ( субъектов
правоотношений ). Все указанные условия
законности правоотношений также предопределены
правовыми нормами.
Таким образом, ближайшим основанием законности
правоотношений служат правовые нормы
которые предусматривают:
· кто может быть участником правоотношения
(гражданин, организация, орган государства);
· какие обстоятельства (юридические факты)
необходимы для возникновения правоотношений;
· каково содержание взаимных прав и обязанностей
участников правоотношений (субъективное
право и юридическая обязанность);
· каковы последствия невыполнения сторонами
правоотношений своих обязанностей ( возможность
привлечения к юридической ответственности
).
Одной из основных функций государства
является осуществление законности правоотношений,
эту роль выполняют органы внутренних
дел.
Органы внутренних дел в процессе своей
деятельности по охране общественного
порядка вступает в разнообразные правоотношения,
что связанно с ее функциональным назначением.
Сотрудники органов внутренних дел, обладая
властными полномочиями, вступают в правоотношения
с гражданами и организациями. Между сторонами
складываются, как правило, вертикальные
отношения, при которых одной из сторон
выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками
представляет собой отношение власти
и подчинения. Такого рода специфика присуща
как внешним правоотношениям (т.е. отношениям
между милицией и гражданами, организациями,
учреждениями, другими органами государства,
должностными лицами), возникающим в ходе
обеспечения общественного порядка, так
и внутренним, существующим между милицейскими
подразделениями различных уровней и
вышестоящими органами системы МВД.
В деятельности ОВД возможны также правоотношения,
носящие горизонтальный характер и возникающие
между
Особенность деятельности ОВД состоит
также в том, что она регулируется разнообразными
правовыми нормами, относящимися к различным
отраслям права - государственного, административного,
уголовно-процессуального, и др. Однако
на ОВД распространяется лишь часть правовых
норм указанных отраслей права, причем
только тех, которые регулируют сферу
охраны общественного порядка, общественного
спокойствия, составляющую компетенцию
ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают
в разнообразные по отраслевой принадлежности
правоотношения (в соответствии с различными
правовыми нормами).
Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации
правоотношений и функциональных задач
ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений
различных отраслей права, в которых протекает ех деятельность:
· Государственно-правовые
отношения. Своеобразием этих отношений
является то, что органы внутренних дел
выступают в них в качестве подчиненной
стороны. Исполнительные органы осуществляют
руководство и определяют направление
их работы; осуществляют контроль, организуют
координацию, связь и взаимодействие по
обеспечению законности и общественного
порядка в деятельности подчиненных им
органов управления и общественных организаций,
предприятий, учреждений; издают обязательные
для органов внутренних дел решения и
др.
· Административные
правоотношения. Наиболее специфичны
для деятельности органов внутренних
дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных
органов. Типичными для деятельности органов
внутренних дел являются административные
правоотношения властного содержания,
в которых один из участников приписывает
другому установленное нормой административного
права обязательное для исполнения явление.
Административные правоотношения складываются
в процессе осуществления органами внутренних
дел службы охраны общественного порядка,
паспортной, разрешительной систем, обеспечение
соблюдения безопасности движения транспорта
и пешеходов и др. Они характерны как для
внешних, так и для внутренней сферы связей,
в которых протекает деятельность органов
внутренних дел. Особенности внешних связей
состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями,
где властным субъектом выступает сотрудник
органов внутренних дел. Административные
правоотношения в деятельности органов
внутренних дел могут носить как регулятивный,
так и правоохранительный характер. Регулятивные
правоотношения связаны с решением положительных
задач (например, в разрешительной системе
), правоохранительные - возникают при
совершении административного правонарушения
и состоят в применении административной
санкции к правонарушителю. Так, нарушение
гражданином правил уличного движения
влечет возникновение административного
охранительного правоотношения. Среди
административных правоотношений можно
выделить материальные и процессуальные.
Последние играют важную роль в ходе привлечения
правонарушителя к административной ответственности.
Все виды административных правонарушений,
складывающихся в ходе осуществления
органами внутренних дел своих функций,
пронизано требованиями законности, важнейшими
из которых являются:
1. соответствие административных правоотношений
нормам права;
2. обязательное и безусловное выполнение
требования о применения о применении
мер административного принуждения к
лицу лишь в случаях и пределах, установленных
законом, и лишь за те проступки, которые
это лицо совершило;
3. обязательное удовлетворение предусмотренных
законодательством прав граждан, использование
которых связано с деятельностью органов
внутренних дел.
4. привлечение общественности к осуществлению
возложенных на органы внутренних дел
задач и др.
Информация о работе Органы внутренних дел как субъекты правоотношений