Органы внутренних дел как субъекты правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами

Файлы: 1 файл

к главе 3 материал.docx

— 16.97 Кб (Скачать)

Органы внутренних дел как субъекты правоотношений. 
          Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутренних дел составляет основу законности и функционирования. 
 
          Однако не только организации, но и повседневная деятельность органов внутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны на законности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, например в разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции, осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении к ответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различные правоотношения, в рамках которых они должны строго соблюдать требования законности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельности милиции, всегда важно учитывать два аспекта этого вопроса. Во-первых, милиция призвана обеспечивать соблюдение законности гражданами, учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, которая входит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции в пределах своей компетенции вступают в различные правоотношения с гражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав и обязанностей каждый работник милиции должен действовать строго в соответствии с нормативными предписаниями. 
 
          Все правовые формы деятельности милиции (и прежде всего правоотношения ) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих случаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишь такая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотрена юридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиеся между работниками милиции и гражданами ( или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в виду,  ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством - в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству ( в лице определенных органов ) для привлечения к ответственности правонарушителя. 
 
          Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой норме, в ее главной части - диспозиции. 
 
          Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их возникновения и развития ( юридических фактов ), а также определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению ( субъектов правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений также предопределены правовыми нормами. 
 
          Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые нормы которые предусматривают: 
 
·      кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация, орган государства); 
 
·      какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения правоотношений; 
 
·      каково содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность); 
 
·      каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей ( возможность привлечения к юридической ответственности ). 
 
          Одной из основных функций государства является осуществление законности правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел. 
 
          Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее функциональным назначением. 
 
          Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е. отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД. 
 
          В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненнымиорганами. Они носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и д.р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-властные функции. 
 
Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права - государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права, причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка, общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами). 
 
          Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных отраслей права, в которых протекает ех деятельность: 
 
·      Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел решения и др. 
 
·      Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в которых один из участников приписывает другому установленное нормой административного права обязательное для исполнения явление. 
 
Административные правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются: 
 
1.  соответствие административных правоотношений нормам права; 
 
2.  обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило; 
 
3.  обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел. 
 
4.  привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы внутренних дел задач и др. 
 


Информация о работе Органы внутренних дел как субъекты правоотношений