Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:32, реферат
Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами
Органы внутренних дел как субъекты 
правоотношений. 
          Нормами права подлежат регулированию 
все те общественные отношения, которые 
затрагивают интересы общества, государства 
и которые требуют государственного обеспечения. 
Поэтому деятельность органов государства, 
их взаимодействие с гражданами, другими 
органами государства и организациями 
находятся в сфере правового регулирования. 
Так, нормами права урегулированы организация 
органов внутренних дел, их повседневная 
деятельность по охране общественного 
порядка. Структура и иерархия органов 
внутренних дел, их компетенция, полномочия, 
задачи и функции, права и обязанности 
строго регламентированы нормативными 
актами. Нормативные акты закрепляют соотношение 
между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь 
и взаимодействие с другими органами государства, 
а также общественными организациями 
и гражданами. Нормативная регламентация 
организации служб органов внутренних 
дел составляет основу законности и функционирования. 
 
          Однако не только организации, но и повседневная 
деятельность органов внутренних дел, 
милиции урегулированы правовыми нормами 
и основаны на законности. В ходе издания 
тех или иных конкретных правовых актов, 
например в разрешительной системе, в 
патрульно-постовой службе милиции, осуществлении 
паспортной системы и в особенности при 
привлечении к ответственности правонарушителей, 
работники милиции вступают в различные 
правоотношения, в рамках которых они 
должны строго соблюдать требования законности. 
Раскрывая значения соблюдения законности 
в деятельности милиции, всегда важно 
учитывать два аспекта этого вопроса. 
Во-первых, милиция призвана обеспечивать 
соблюдение законности гражданами, учреждениями, 
общественными организациями и т. д. в 
той области, которая входит в сферу деятельности 
милиции. Во-вторых, сотрудники милиции 
в пределах своей компетенции вступают 
в различные правоотношения с гражданами, 
организациями. В процессе осуществления 
служебных прав и обязанностей каждый 
работник милиции должен действовать 
строго в соответствии с нормативными 
предписаниями. 
 
          Все правовые формы деятельности милиции 
(и прежде всего правоотношения ) должны 
соответствовать правовым нормам. Только 
в этих случаях их деятельность будет 
законной. В свою очередь правовой будет 
лишь такая форма деятельности (такое 
отношение), которое предусмотрена юридической 
нормой. Это означает, что фактические 
отношения, складывающиеся между работниками 
милиции и гражданами ( или другими субъектами 
права), не предусмотренные нормами права, 
могут иметь важное практическое значение, 
они будут иметь моральный или иной социальный 
характер, но правовыми не являются. Этот 
момент важно иметь в виду,  ибо лишь правовые 
отношения влекут за собой определенные 
правовые последствия, защищаются государством 
- в случаях нарушения сторонами правоотношения 
своих юридических обязанностей потерпевшая 
сторона может обратиться к государству 
( в лице определенных органов ) для привлечения 
к ответственности правонарушителя. 
 
          Итак, содержание правоотношения, поведение 
его сторон моделируются в правовой норме, 
в ее главной части - диспозиции. 
 
          Законность правоотношений связанна не 
только с необходимостью выполнения сторонами 
своих прав и обязанностей, но и с наличием 
законных оснований их возникновения 
и развития ( юридических фактов ), а также 
определением причастности тех или иных 
лиц к данному правоотношению ( субъектов 
правоотношений ). Все указанные условия 
законности правоотношений также предопределены 
правовыми нормами. 
 
          Таким образом, ближайшим основанием законности 
правоотношений служат правовые нормы 
которые предусматривают: 
 
·      кто может быть участником правоотношения 
(гражданин, организация, орган государства); 
 
·      какие обстоятельства (юридические факты) 
необходимы для возникновения правоотношений; 
 
·      каково содержание взаимных прав и обязанностей 
участников правоотношений (субъективное 
право и юридическая обязанность); 
 
·      каковы последствия невыполнения сторонами 
правоотношений своих обязанностей ( возможность 
привлечения к юридической ответственности 
). 
 
          Одной из основных функций государства 
является осуществление законности правоотношений, 
эту роль выполняют органы внутренних 
дел. 
 
          Органы внутренних дел в процессе своей 
деятельности по охране общественного 
порядка вступает в разнообразные правоотношения, 
что связанно с ее функциональным назначением. 
 
          Сотрудники органов внутренних дел, обладая 
властными полномочиями, вступают в правоотношения 
с гражданами и организациями. Между сторонами 
складываются, как правило, вертикальные 
отношения, при которых одной из сторон 
выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками 
представляет собой отношение власти 
и подчинения. Такого рода специфика присуща 
как внешним правоотношениям (т.е. отношениям 
между милицией и гражданами, организациями, 
учреждениями, другими органами государства, 
должностными лицами), возникающим в ходе 
обеспечения общественного порядка, так 
и внутренним, существующим между милицейскими 
подразделениями различных уровней и 
вышестоящими органами системы МВД. 
 
          В деятельности ОВД возможны также правоотношения, 
носящие горизонтальный характер и возникающие 
между 
 
Особенность деятельности ОВД состоит 
также в том, что она регулируется разнообразными 
правовыми нормами, относящимися к различным 
отраслям права - государственного, административного, 
уголовно-процессуального, и др. Однако 
на ОВД распространяется лишь часть правовых 
норм указанных отраслей права, причем 
только тех, которые регулируют сферу 
охраны общественного порядка, общественного 
спокойствия, составляющую компетенцию 
ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают 
в разнообразные по отраслевой принадлежности 
правоотношения (в соответствии с различными 
правовыми нормами). 
 
          Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации 
правоотношений и функциональных задач 
ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений 
различных отраслей права, в которых протекает ех деятельность: 
 
·      Государственно-правовые 
отношения. Своеобразием этих отношений 
является то, что органы внутренних дел 
выступают в них в качестве подчиненной 
стороны. Исполнительные органы осуществляют 
руководство и определяют направление 
их работы; осуществляют контроль, организуют 
координацию, связь и взаимодействие по 
обеспечению законности и общественного 
порядка в деятельности подчиненных им 
органов управления и общественных организаций, 
предприятий, учреждений; издают обязательные 
для органов внутренних дел решения и 
др. 
 
·      Административные 
правоотношения. Наиболее специфичны 
для деятельности органов внутренних 
дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных 
органов. Типичными для деятельности органов 
внутренних дел являются административные 
правоотношения властного содержания, 
в которых один из участников приписывает 
другому установленное нормой административного 
права обязательное для исполнения явление. 
 
Административные правоотношения складываются 
в процессе осуществления органами внутренних 
дел службы охраны общественного порядка, 
паспортной, разрешительной систем, обеспечение 
соблюдения безопасности движения транспорта 
и пешеходов и др. Они характерны как для 
внешних, так и для внутренней сферы связей, 
в которых протекает деятельность органов 
внутренних дел. Особенности внешних связей 
состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, 
где властным субъектом выступает сотрудник 
органов внутренних дел. Административные 
правоотношения в деятельности органов 
внутренних дел могут носить как регулятивный, 
так и правоохранительный характер. Регулятивные 
правоотношения связаны с решением положительных 
задач (например, в разрешительной системе 
), правоохранительные - возникают при 
совершении административного правонарушения 
и состоят в применении административной 
санкции к правонарушителю. Так, нарушение 
гражданином правил уличного движения 
влечет возникновение административного 
охранительного правоотношения. Среди 
административных правоотношений можно 
выделить материальные и процессуальные. 
Последние играют важную роль в ходе привлечения 
правонарушителя к административной ответственности. 
Все виды административных правонарушений, 
складывающихся в ходе осуществления 
органами внутренних дел своих функций, 
пронизано требованиями законности, важнейшими 
из которых являются: 
 
1.  соответствие административных правоотношений 
нормам права; 
 
2.  обязательное и безусловное выполнение 
требования о применения о применении 
мер административного принуждения к 
лицу лишь в случаях и пределах, установленных 
законом, и лишь за те проступки, которые 
это лицо совершило; 
 
3.  обязательное удовлетворение предусмотренных 
законодательством прав граждан, использование 
которых связано с деятельностью органов 
внутренних дел. 
 
4.  привлечение общественности к осуществлению 
возложенных на органы внутренних дел 
задач и др. 
 
Информация о работе Органы внутренних дел как субъекты правоотношений