Система оганов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является исследование системы органов исполнительной власти в РФ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе работы и функционирования органов исполнительной власти.
Предмет исследования система и виды органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
дать понятие органов исполнительной власти;
рассмотреть систему органов исполнительной власти РФ;
определить систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 7
Понятие органов исполнительной власти 7
Виды органов исполнительной власти 9
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Понятие системы органов исполнительной власти 13
2.2 Президент Российской Федерации 15
2.3 Правительство Российской Федерации 18
2.4 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 24

3. СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа система оганов исполнительной власти (7)!.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

    1. По территориальному масштабу деятельности, во многом определяемому федеративным устройством Российской Федерации, можно выделить федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В последнее время органы субъектов Федерации все чаще обобщенно называют региональными.

    Местных органов исполнительной власти сейчас официально не существует (т.е. на территории районов, городов, поселков и т.п.), так как все они действуют в системе местного самоуправления, т.е. не являются государственными органами. Тем не менее, их нельзя полностью игнорировать в качестве исполнительных органов.

    Территориальными являются органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти на территории субъектов Федерации (например, управления, инспекции и т.п.). Они не входят, однако, в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

     Наконец, возможно образование межтерриториальных исполнительных органов, т.е. действующих на территории нескольких регионов. Это характерно для организации управления транспортом (например, железные дороги), обороны (например, военные округа) и т.п.

     В качестве местных исполнительных органов можно рассматривать администрацию государственных предприятий и учреждений, конечно, при условии учета особенностей принадлежащих администрации полномочий.

    2. По характеру компетенции различаются органы исполнительной власти:

    – общей компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия, распространяющиеся на все или на большинство участков государственно-управленческой деятельности. Это наиболее значимые органы: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;

    – отраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия в границах порученных им отраслей управления (например, железнодорожным транспортом, внутренними делами и т.п.). Как правило, это министерства, федеральные службы, аналогичные им органы в субъектах Федерации;

     – межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, общим для всех или нескольких отраслевых систем (например, координация по вопросам стандартизации, охране окружающей среды и т.п.). Это и государственные комитеты, и министерства, и некоторые федеральные службы. Все зависит от того, какие конкретно функции и полномочия закреплены за данным органом;

     – смешанной компетенции, т.е. осуществляющие свои функции и полномочия как в отраслевом, так и в межотраслевом масштабах. В большинстве случаев именно такого рода компетенция´ характерна для федеральных органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм.

     3. По порядку и способам образования выделяются органы исполнительной власти:

     – образуемые главами государств. Так, Президент РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти. Аналогичны полномочия президентов республик, входящих в состав РФ;                         

    – образуемые органами законодательной (представительной) власти. Такой порядок предусмотрен конституциями некоторых республик. Например, в Республике Дагестан правительство образуется Государственным Советом;                 

     – образуемые самими органами исполнительной власти. Так, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрена возможность образования им органов при Правительстве (сейчас, например, в качестве федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои внутриотраслевые территориальные органы.

     – в отдельных случаях наблюдается способ избрания. Однако он не имеет отношения к образованию самих органов исполнительной власти, так как избираться могут лишь руководители некоторых из них.

    Так, избираются главы администраций краев, областей и т.п. Председатели правительств республик Коми и Хакасии избираются населением.

    4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:

    – коллегиальные органы, в которых основные вопросы компетенции решаются по большинству членов данного органа (например, коллегиальными являются государственные комитеты и федеральные комиссии); естественно, коллегиальными являются и правительства;

    – единоначальные органы, в которых полномочия решать основные вопросы сосредоточены в руках руководителя (все остальные органы).

     5. По организационно-правовым формам, что находит свое выражение прежде всего в их наименовании. В настоящее время действуют следующие органы исполнительной власти: правительства; министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; федеральные надзоры; российские агентства. Это федеральный уровень. Но и на региональном уровне практически действуют органы, совпадающие по наименованию с первыми тремя их видами.

     Кроме того, в краях, областях РФ функционируют администрации; в городах федерального значения – мэрии (г. Москва). В числе исполнительных органов можно обнаружить департаменты, инспекции, управления, комитеты, отделы и т.п.

     Следующим вопросом логично предположить характеристику системы органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Понятие системы органов исполнительной власти

    Система органов исполнительной  власти - это юридически упорядоченная  внутренне согласованная совокупность  различных по своей организационно-правовой  форме органов, соподчиненных  на основе разделения компетенции  между ними и образующих интегрированное  единство в процессе реализации  исполнительной власти на всей  территории Российской Федерации.  Эта система выступает как  комплексное образование, имеющее  свою вертикальную иерархическую  структуру и горизонтальные уровни  и организующие на правовой  основе в соответствии с государственной  политикой повседневное оперативное  управление общественными процессами. Система органов исполнительной  власти в РФ образуется и  функционирует в соответствии  с принципами федерализма, сочетания  централизации и децентрализации,  законности, гласности, сочетания  отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.11

    Понятие "система органов  исполнительной власти" характеризует  организационное построение исполнительной  власти в Российской Федерации.  Она строится в соответствии  с конституционным разграничением  полномочий в этой сфере между  РФ и субъектами Федерации.  Согласно Конституции деятельность  органов исполнительной власти  осуществляется в пределах совместного  ведения субъектов РФ, в пределах  совместного ведения РФ и субъектов  федерации и в пределах самостоятельного  ведения субъектов РФ. К ведению  РФ отнесено установление системы  федеральных органов исполнительной  власти, порядка их организации  и деятельности, формирование федеральных  органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.12

     Единая система исполнительной  власти в России образуется  только в пределах ведения  РФ и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов. 13 В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

    В свою очередь органы  исполнительной власти субъектов  Федерации по вопросам исключительных  полномочий, отнесенных к их ведению,  действуют самостоятельно, независимо  от федеральных органов исполнительной  власти и неподотчетны им. Субъекты  РФ самостоятельно устанавливают  систему органов исполнительной  власти на своей территории  в соответствии с основами  конституционного строя РФ и  общими принципами государственного  строительства, установленными федеральными  законами. Конституцией РФ предусмотрено  взаимное делегирование полномочий  между органами исполнительной  власти Федерации и субъектов  РФ, осуществляемое на практике  на основе соответствующих соглашений  между ними.

    В рамках федеральных  органов исполнительной власти  можно выделить два уровня, которые  включают:

  • руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и;
  • органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

 

2.2 Президент Российской Федерации

    В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.14

    Президент является гарантом  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина, принимает  меры по охране суверенитета  РФ, ее независимости и государственной  целостности; обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти, а также осуществление полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории РФ.15 В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительной власти Президент РФ:

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • Принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • Вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;
  • Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

    Президент РФ издает  указы и распоряжения, обязательные  для исполнения на всей территории  РФ, подписывает и обнародует  федеральные законы (в том числе  и по вопросам функционирования  органов исполнительной власти).

    Президент РФ в соответствии  с Конституцией РФ и федеральным  законодательством руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной  власти, ведающих вопросами обороны,  безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращение чрезвычайных  ситуаций и ликвидации последствий  стихийных бедствий, утверждает  по представлению Председателя  Правительства РФ положения о  них и назначает их руководителей,  а также осуществляет иные  полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель  Совета Безопасности РФ.

    Таким образом, исходя  из конституционных положений,  Президент РФ не является главой  исполнительной власти, но оказывает  значительное влияние на деятельность  исполнительных органов РФ.

    В целях обеспечения  реализации Президентом РФ своих  конституционных полномочий, повышения  эффективности деятельности федеральных  органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.16

    Основными задачами полномочного  представителя являются:

1) организация в соответствующем  федеральном округе работы по  реализации органами государственной  власти основных направлений  внутренней и внешней политики  государства, определяемых Президентом  РФ;

2) организация контроля за исполнением  в федеральном округе решений  федеральных органов государственной  власти;

З) обеспечение реализации в федеральном  округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту РФ  регулярных докладов об обеспечении  национальной безопасности в  федеральном округе, а также о  политическом, социальном и экономическом  положении в федеральном округе и внесение соответствующих предложений.17

    Для реализации возложенных  на него задач полномочный  представитель Президента РФ  выполняет следующие функции:

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;
  • вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.18

Информация о работе Система оганов исполнительной власти