Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:58, реферат

Краткое описание

Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интере¬сов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполни¬тельной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 31.72 Кб (Скачать)

1. Исполнительная власть: понятие, место  в механизме разделения  властей    

  Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.    

  Главные цели исполнительной  власти:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

• создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

• создание условий  для реализации гражданами и организациями  их прав и свобод, для свободной  политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.   

  Признаки исполнительной  власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

•  предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.    

  Основные организационно-правовые  принципы взаимоотношенийзаконодательной, исполнительной и судебной власти:     

= каждая власть  имеет точно определенную компетенцию,  без права той или иной власти  вмешиваться в полномочия другой;      

= приостанавливать  и отменять акты исполнительной  власти законодательная власть  вправе только в случае противоречия  их Конституции и законам;     

= не допускается  отмена актов исполнительной  власти по мотивам их нецелесообразности;      

= осуществляется  взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей  с целью, чтобы одна власть  не превысила полномочий в отношении другой;     

= гарантией взаимоотношений  между властями служит власть  судебная, которая уполномочена  разрешать споры между ними  на основе Конституции;     

= для исполнительной  власти характерно в основном  правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.     

  Сфера отношений,  в которой действует  исполнительная власть:        

~ отношения власти  с гражданином;        

~ хозяйство, социальная  и правоохранительная сферы, область  внешних отношений;        

~ отношения с предприятиями,  учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.   

2. Органы исполнительной  власти как субъекты  административного  права      

 Орган исполнительной  власти это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.       

 Орган исполнительной  власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией).     

 Отличительные особенности органов исполнительной власти:

-самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. В целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;

-обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;

-их деятельность носит подзаконный характер;

-находятся на бюджетном финансировании.      

 Основы правового  статуса, порядок деятельности  и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ.      

 Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением.     

 Образование, структура,  порядок деятельности и компетенция  органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.     

 Органы исполнительной  власти обладают следующими признаками:   

= осуществляют исполнительно-распорядительную  деятельность;  

= наделены оперативной самостоятельностью;  

= имеют, как правило,  постоянные штаты;  

= образуются вышестоящими  органами;  

= подотчетна и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.      

  Административно-правовой  статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:     

1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);     

2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);    

3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).  

3. Основные функции  исполнительной власти      

 Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.   

  Функции ориентирования  системы:    

 • анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);    

 • прогнозирование  (предвидение изменений в развитии  событий или процессов на основе  имеющейся информации);    

 • планирование (определение направлений, целей,  задач и возможных результатов  управленческой деятельности);    

 • правовое  регулирование (установление правового  режима какой-либо деятельности  и функционирования соответствующих  структур);    

 • методическое  руководство.  

  Функции обеспечения  системы:     

 ♦ материально-техническое  обеспечение;     

 ♦ финансовое  обеспечение;     

 ♦ кадровое  обеспечение;     

 ♦ информационное  обеспечение.  

  Функции оперативного  управления системой:     

организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);      

общее руководство и оперативное распорядительство;     

предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;     

контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);    

учет (систематический сбор сведений);    

оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).  

4. Основные принципы  организации исполнительной  власти        

 Органы  исполнительной власти в своей  деятельности руководствуются следующими принципами.     

  Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти.     

  Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.    

  Принцип разделения  властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.     

  Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Принцип федерализма отражается:         

 а) на структуре системы ОИВ, состоящей из федеральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);    

 б) на юридическом положении ОИВ:        

- определение  компетенции ОИВ основывается  на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;        

- законные  акты ФОИВ обязательны для  соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты ОИВ субъектов Федерации подлежат соблюдению ФОИВ;        

- формой  регулирования взаимоотношений  между ОИВ выступают административные  соглашения, в результате которых  ФОИВ могут передать осуществление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;    

  Принцип гласности. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.    

  Принцип приоритета  и гарантированности  прав личности. Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами.    

  Принцип сочетания  централизации и  децентрализации, которые действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти.   

  Принцип централизации  - сосредоточение большей части предметов ведения и полномочий, государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.   

  Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части своих полномочий.  

5. Система и виды  органов исполнительной  власти     

 Все органы  исполнительной власти государства  представляют собой единую систему.  Система органов исполнительной  власти - совокупность органов исполнительной  власти и система их взаимоотношений,  построенная на основе разграничения компетенции между ними.    

  Система органов  исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.    

Информация о работе Исполнительная власть