Феномен исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обобщить феномен исполнительной власти от возникновения до настоящей ситуации, рассмотреть функционирование исполнительной власти в системе государственного управления.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть как осуществлялась исполнительная власть в догосударственных обществах и государстве;
- Изучить основные положения теории разделения властей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3-6 стр.
Глава 1 Происхождение и теоретическое обоснование феномена исполнительной власти………………………………………………….6-14 стр.
1.1 Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)……………………………………………6-8 стр.
1.2 Теория разделения властей…………………………………………8-13 стр.
Глава 2 Исполнительная власть в структуре государственного управления……………………………………………………………..14-25 стр.
2.1 Понятие и функции исполнительной власти…………………….14-18 стр.
2.2 Понятие и виды органов исполнительной власти………………18-21 стр.
2.3 Положение исполнительной власти в общей структуре государственного управления…………………………………………………………21-24 стр.
Глава 3 Сравнительный анализ механизмов исполнительной власти на примере трех государств (РФ, Китай, США)……………………….25-37 стр.
3.1 Осуществление исполнительной власти в РФ…………………..25-29 стр.
3.2 Особенности функционирования исполнительной власти в Китае…29-32 стр.
3.3 Деятельность исполнительной власти в США……………………32-36 стр.
Заключение……………………………………………………………..37-39 стр.
Список литературы…………………………………………………........40 стр.

Файлы: 1 файл

ФЕНОМЕН ИСПОЛНТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.docx

— 72.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3-6 стр.

Глава 1 Происхождение и  теоретическое обоснование феномена исполнительной власти………………………………………………….6-14 стр.

    1. Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)……………………………………………6-8 стр.
    2. Теория разделения властей…………………………………………8-13 стр.

Глава 2 Исполнительная власть в структуре государственного управления……………………………………………………………..14-25 стр.

    1. Понятие и функции исполнительной власти…………………….14-18 стр.
    2. Понятие и виды органов исполнительной власти………………18-21 стр.
    3. Положение исполнительной власти в общей структуре государственного управления…………………………………………………………21-24 стр.

Глава 3 Сравнительный анализ механизмов исполнительной власти на примере трех государств (РФ, Китай, США)……………………….25-37 стр.

3.1 Осуществление исполнительной  власти в РФ…………………..25-29 стр.

3.2 Особенности функционирования исполнительной власти в Китае…29-32 стр. 

3.3 Деятельность исполнительной  власти в США……………………32-36 стр.

Заключение……………………………………………………………..37-39 стр.

Список литературы…………………………………………………........40 стр.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общество есть продукт  взаимодействия людей, определенная организация  их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях между людьми, их объединениями и общностями. В различные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, то есть экономическая, социально-классовая, политическая структура. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной.

В догосударственных обществах  уже существовал феномен власти, хотя не был теоретически обоснован. С возникновением государства власть приобретает публичный характер. В связи с этим появляется необходимость распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. На базе этого сформировалась теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная   власть  является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля и другие. Проблема определения содержания  исполнительной   власти  приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев  исполнительной   власти  и их практической деятельностью.

Актуальность  данной работы заключается в том, что реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Объект исследования – государственная власть.

Предмет исследования – исполнительная власть.

Цель данной работы: теоретически обобщить феномен исполнительной власти от возникновения до настоящей ситуации, рассмотреть функционирование исполнительной власти в системе государственного управления.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

- Рассмотреть как осуществлялась  исполнительная власть в догосударственных обществах и государстве;

- Изучить основные положения теории разделения властей;

- Обозначить понятие исполнительной  власти;

- Описать функционирование  исполнительной власти;

- Изучить основные виды  органов исполнительной власти;

- Рассмотреть как осуществляется  исполнительная власть в ряде  стран: Россия, США, Китай.

Были применены следующие методы исследования: анализ литературы по данной проблеме; изучение материала, содержащегося в интернет-источниках.

Структура работы: работа состоит из введения, где формулируется цель, задачи, метод, объект, предмет исследования, определяется актуальность поставленной проблемы, определяется структура работы; а также трех глав, в которых заключено основное содержание работы; и заключения, где даются выводы по работе. Прилагается список использованной  по теме литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ФЕНОМЕНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    1. Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)

Прежде, чем рассматривать  действующую исполнительную власть, мы считаем нужным изучить ее происхождение  и теоретически обобщить, как она  проявлялась в древних обществах, которые не имели представления  о феномене исполнительной власти, но имели определенную организацию, выполняющую функции исполнительной власти. В данном вопросе мы будем опираться главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских племен. Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов. Это единство упрочняли также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Род выбирает своего старейшину (для мирного времени) и вождя (военного вождя). Старейшина должен был избираться из состава самого рода, и его должность была наследственной, поскольку после освобождения она должна была немедленно снова заниматься; военачальника можно было выбирать и не из членов рода, а временно должность его могла оставаться ни кем не занятой. Власть старейшины внутри рода была отеческая, часто морального порядка, средствами принуждения он не располагал. Военный вождь мог приказать что-либо лишь во время походов. Род имеет совет – демократическое собрание всех взрослых членов, мужчин и женщин, располагающих равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал старейшин и военных вождей, он выносил постановления о выкупе или кровной мести за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде. Такова организация типичного рода.

Морган выделяет особую группу, фратрию, которая состоит из трех или более родов. Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий в классической форме родового строя образуют племя. Племени свойственен диалект, право торжественно вводить в должность избранных родами старейшин и военных вождей, а также право смещать их даже против желания их рода. Совет племени занимался обсуждением общих дел. Он состоял из всех старейшин и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что они в любой момент могли быть смещены. Совет племени заседал публично, окруженный членами племени, которые имели право быть выслушанными.

У некоторых племен мы встречаем верховного главу, полномочия которого были весьма невелики. Это был один из старейшин, который должен был в случаях, требующих немедленного действия, принимать временные меры до того, как сможет собраться совет и принять окончательное решение. Тут мы видим слабый зачаток органа, обладающего

исполнительной  властью. Субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, те есть неотделимой от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями –исторически сложившимися в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «моно-норм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы «естественно природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет).

В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя. «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком».1

Мы имели возможность  изучить организацию общества, еще  не знающего государства. Единое племя постепенно распространяется по огромному материку; расчленяясь, превращается в народы, изменяются языки. Государство предполагает особую публичную власть, отделенную от всей совокупности постоянно составляющих его членов.

 

    1. Теория разделения властей

 

 Одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства является разделение   власти  на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Принцип  разделения   власти  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

 

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским  правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей  усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эпикура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

Ш. Монтескье придал этой концепции вполне завершенный и  стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция  разделения властей получила свое отражение  и закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют  свое действие и по сегодняшний день.      

Тем не менее, теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов ( Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения ). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Теория разделения властей явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии, теория разделения властей стала  частью  начинавшей  формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей  имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.»2

Информация о работе Феномен исполнительной власти