Феномен исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обобщить феномен исполнительной власти от возникновения до настоящей ситуации, рассмотреть функционирование исполнительной власти в системе государственного управления.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть как осуществлялась исполнительная власть в догосударственных обществах и государстве;
- Изучить основные положения теории разделения властей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3-6 стр.
Глава 1 Происхождение и теоретическое обоснование феномена исполнительной власти………………………………………………….6-14 стр.
1.1 Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)……………………………………………6-8 стр.
1.2 Теория разделения властей…………………………………………8-13 стр.
Глава 2 Исполнительная власть в структуре государственного управления……………………………………………………………..14-25 стр.
2.1 Понятие и функции исполнительной власти…………………….14-18 стр.
2.2 Понятие и виды органов исполнительной власти………………18-21 стр.
2.3 Положение исполнительной власти в общей структуре государственного управления…………………………………………………………21-24 стр.
Глава 3 Сравнительный анализ механизмов исполнительной власти на примере трех государств (РФ, Китай, США)……………………….25-37 стр.
3.1 Осуществление исполнительной власти в РФ…………………..25-29 стр.
3.2 Особенности функционирования исполнительной власти в Китае…29-32 стр.
3.3 Деятельность исполнительной власти в США……………………32-36 стр.
Заключение……………………………………………………………..37-39 стр.
Список литературы…………………………………………………........40 стр.

Файлы: 1 файл

ФЕНОМЕН ИСПОЛНТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.docx

— 72.94 Кб (Скачать)

Исполнительная власть может  существовать не иначе как посредством  своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих  законах, положениях и иных нормативных  актах. Каждый орган создается для  осуществления строго определенного  вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

  • официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
  • осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
  • возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
  • наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
  • органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
  • контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
  • состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
  • обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешняя форма  органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

  • официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
  • компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
  • функции, цели и задачи деятельности;
  • формы и методы деятельности;
  • положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
  • порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности. К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать. С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

     Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

    

2.3. Положение исполнительной власти в структуре государственного управления.

 

Исполнительная власть не отождествляется с государственным  управлением, которое характеризуется  как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношении  возникает в связи с тем, что  государственное управление рассматривается  как исполнительно-распорядительная деятельность, которая осуществляется системой органов исполнительной власти.

При рассмотрении соотношения  исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория «исполнительная  власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление»  — организационно-правовой. Главное, что их объединяет, — это исполнительная направленность.

Государственное управление по своему назначению представляет собой  вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется  государственная власть. Это полностью  отвечает системе деления власти, поскольку каждая ветвь единой государственной  власти реализует полномочия через  деятельность соответствующих субъектов.

Исполнительная власть получает свой реальный характер в деятельности соответствующих звеньев государственных  органов и их аппарата, которые  называются органами исполнительной власти, но продолжают осуществлять, как и  раньше, управленческую деятельность и, по сути, являются органами государственного управления. Сейчас государственное  управление осуществляется в рамках единой системы государственной  власти на принципе разделения власти, поэтому государственное управление, элементами которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку через него реализуются  властные полномочия субъектов исполнительной власти. Следовательно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления.

Таким образом, сущность проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется  рядом факторов, которые свидетельствуют  о том, что в некоторых случаях  они имеют как общие черты, так и различаются по некоторым  важным характеристикам. Так, исполнительную власть и государственное управление осуществляют исполнительные органы. Однако к органам управления следует  также отнести администрацию  государственного предприятия или  учреждения, которая не является исполнительным органом, так как иначе ее следовало  бы включить в число субъектов  исполнительной власти, и др. Вместе с тем понятия «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти» являются тождественными

Известно, что ни одно государство  еще не отказалось и не откажется  от государственного управления с точки  зрения как политических, экономических, так и социальных причин. Государственно-управленческая деятельность всегда была и будет  необходимой, но ее формы и методы диктуются условиями общественной жизни. Сейчас происходят процессы, которые  свидетельствуют об уменьшении прямого  управленческого влияния на некоторые  стороны общественной жизни, но в  такой сфере, как административно-политическая деятельность, общий объем «прямого управленческого влияния» не уменьшается. Одновременно государство все больше и больше становится на путь формирования сильной исполнительной власти, способной  обеспечить необходимый уровень  управления общественными отношениями. Таким образом, создаются система  исполнительной власти, которую составляют государственные органы — субъекты исполнительной власти, и организационный  механизм осуществления исполнительной власти как государственного управления. При этом государственное управление следует рассматривать шире, чем  систему исполнительной власти, поскольку  оно осуществляется не только теми органами, которые входят в систему исполнительной власти, но и другими, которые не являются органами исполнительной власти (администрация государственных предприятий и учреждений, руководители предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления министерств, органы министерств и ведомств на местах и др.). Тесные взаимосвязи исполнительной власти и государственного управления как разновидности социального управления объединяет в одно целое и такое явление, как административное право, поскольку его формирование как самостоятельной отрасли права традиционно связывается с государственным управлением. Административное право выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Границы административно-правового регулирования связаны с деятельностью органов исполнительной власти, охватывают общественные отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере государственной деятельности по руководству экономикой, социальной сферой и культурой, административной деятельностью. В некоторых случаях административно-правовое регулирование распространяется на внутриорганизационную деятельность других государственных органов и внешнеорганизационные отношения органов исполнительной власти с гражданами, негосударственными формированиями (общественными организациями, партиями).

Итак, в соответствии с  приведенным исполнительная власть представлена в механизме деления  власти органами исполнительной власти. Государственное управление осуществляется в рамках этой системы и другими  государственными органами и находит  свое проявление в деятельности разных звеньев государственного аппарата, которые по своей сути являются органами государственного управления. Основное его назначениє — исполнительная и распорядительная деятельность в пределах, предусмотренных административным правом, предписаниями (нормами), которые составляют административное законодательство.

Таким образом, в структуре  государственного управления исполнительная власть осуществляет организационно-распорядительную деятельность, строго ограниченную рамками  действующего законодательства.  В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру. Органы исполнительной власти осуществляют функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решают задачи, возникающие в процессе государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ (РОССИЯ, КИТАЙ, США)

3.1 Осуществление  исполнительной власти в РФ

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.10 Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.11

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и  распоряжения Правительства обязательны  к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства  в случае их противоречия Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом  Российской Федерации.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства. В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство  взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство руководит некоторыми министерствами. Такими, как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. 
Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.12 
Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью. Президент России является главой государства, который представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент России, являясь гарантом Конституции России и прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией России порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент не является главой исполнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.

Информация о работе Феномен исполнительной власти