Феномен исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: теоретически обобщить феномен исполнительной власти от возникновения до настоящей ситуации, рассмотреть функционирование исполнительной власти в системе государственного управления.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть как осуществлялась исполнительная власть в догосударственных обществах и государстве;
- Изучить основные положения теории разделения властей;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3-6 стр.
Глава 1 Происхождение и теоретическое обоснование феномена исполнительной власти………………………………………………….6-14 стр.
1.1 Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)……………………………………………6-8 стр.
1.2 Теория разделения властей…………………………………………8-13 стр.
Глава 2 Исполнительная власть в структуре государственного управления……………………………………………………………..14-25 стр.
2.1 Понятие и функции исполнительной власти…………………….14-18 стр.
2.2 Понятие и виды органов исполнительной власти………………18-21 стр.
2.3 Положение исполнительной власти в общей структуре государственного управления…………………………………………………………21-24 стр.
Глава 3 Сравнительный анализ механизмов исполнительной власти на примере трех государств (РФ, Китай, США)……………………….25-37 стр.
3.1 Осуществление исполнительной власти в РФ…………………..25-29 стр.
3.2 Особенности функционирования исполнительной власти в Китае…29-32 стр.
3.3 Деятельность исполнительной власти в США……………………32-36 стр.
Заключение……………………………………………………………..37-39 стр.
Список литературы…………………………………………………........40 стр.

Файлы: 1 файл

ФЕНОМЕН ИСПОЛНТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.docx

— 72.94 Кб (Скачать)

Являясь главой государства, он наделен  существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.

Президент России издает указы и  распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России и не противоречащие Конституции России и федеральным законам.13

Система федеральных органов исполнительной власти

Система федеральных органов  исполнительной власти состоит из различных  министерств и ведомств, которые  также участвуют в осуществлении  исполнительной власти и в свою очередь «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.» (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации). 

Система органов государственной  власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается  субъектами России самостоятельно согласно основам конституционного строя  России и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения России и полномочий по предметам совместного ведения  России и субъектов России федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов России образуют единую систему органов  исполнительной власти в России.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц, а также по соглашения с органами исполнительной власти субъектов  России передавать им осуществление  части своих полномочий при условии отсутствия противоречия такой передачи Конституции России и федеральным законам. Также органы исполнительной власти субъектов России по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.14

Президент России и Правительство  России обеспечивают на основе Конституции  России осуществление полномочий федеральной  государственной власти на всей территории России.

 

3.2 Особенности  функционирования исполнительной  власти в Китае

По форме территориально-политического  устройства КНР - унитарное государство  с автономными образованиями. В 1997 г. бывшая английская колония Гонконг, возвращенная под суверенитет Китая, вошла в состав КНР в качестве специального административного района Сянган. В Китае действует Конституция 1982 г. По форме правления КНР является республикой советского (социалистического) типа. Согласно Конституции 1982 г. КНР  социалистическое государство демократической  диктатуры народа, руководимое рабочим  классом и основанное на союзе  рабочих и крестьян.

Центральным исполнительным органом государства является Государственный совет КНР, который характеризуется в ст.85 Конституции как «Центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган».

Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата.

 Премьер (с 1954 по 1976 - Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 - Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 - Чжао Цзыян, с 1987 по 1997 - Ли Пэн, с 1997 - Чжу Жуанцзи)., его заместители, члены Госсовета и начальник секретариата образуют Постоянный комитет Государственного совета.

По Конституции 1982 полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными  пятилетними сроками. В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более рациональное функционирование громоздкого бюрократического государственного аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств путем совмещения функций было оставлено 39. Заседания исполнительных сессий проводятся в составе премьера, заместителей премьера, государственных советников и секретаря Госсовета.

Госсовет проводит  в   жизнь   законы   и постановления, разработанные и принятые ВСНП и его Постоянным Комитетом,  он ответственен перед ними  и  подотчетен  им.  В  сферу  полномочий  Госсовета входят:  на  основе  Конституции и законов определение   административных мероприятий,   разработка   административно-нормативных    актов,    издание постановлений и распоряжений;  осуществление единого руководства работой министерств, комитетов и других  подчиненных ему органов,  осуществление единого руководства работой   местных   государственных   административных органов страны; составление и реализация  планов  народно-хозяйственного  и социального развития  и государственного  бюджета,  руководство и ведение хозяйственной работой, городским и сельским строительством, а также работой в области просвещения,  науки,  культуры,  здравоохранения,  физкультуры и спорта,  планового деторождения,  гражданской администрации,  общественной безопасности, судебной администрации, контроля и  оборонного  строительства; ведение  делами  в  области  внешних  сношений,   заключение   договоров   и соглашений с иностранными государствами;  в  установленном  законом  порядке назначение  и  смещение,  обучение,  аттестация,  награждение  и   наказание административных должностных лиц.

Порядок вступления на должность: в КНР существует экзаменационная система при замещении должностей. Однако система экзаменов не распространяется на руководящие должности государственных служащих высших и средних рангов. Должности высших рангов (посты премьера Госсовета и его заместителей, членов Госсовета, министров и т.п.) замещаются в порядке, установленном конституцией и законами КНР.

Исполнительными и распорядительными органами на местах являются народные правительства. Местные народные правительства образуются соответствующими СНП (собранием народных представителей), несут перед ними ответственность и отчитываются о своей работе. В то же время они находятся в такой же форме подчиненности перед вышестоящими государственными органами (т.е. перед народными правительствами либо Государственным советом). Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Государственного совета КНР.

Сянган. Совершенно обособленное место в правовой системе КНР занимает бывшая английская колония Гонконг (Сянган). Согласно китайско-британским договоренностям САР Сянган (бывший Гонконг) предоставлена высокая степень самоуправления. Ему дано право иметь собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику.

Исполнительными и распорядительными органами на местах являются народные правительства. Местные народные правительства образуются соответствующими СНП, несут перед ними ответственность и отчитываются о своей работе. В то же время они находятся в такой же форме подчиненности перед вышестоящими государственными органами (т.е. перед народными правительствами либо Государственным советом). Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Государственного совета КНР.

 

3.3 Деятельность исполнительной власти в США

Соединенные Штаты Америки - федеративная конституционная республика, в состав которой входят пятьдесят штатов; федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США - Вашингтон и территории с особым статусом (Пуэрто-Рико, Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Северные Марианские острова и атолл Пальмира).

Государственная система  США определена Конституцией США. Именно Конституция определяет как систему  федерального государственного управления Соединенных Штатов, так и взаимоотношения  между федеральными властями и властями штатов, а также с гражданами США.

Конституцией США предусмотрен принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

  В соответствии с Конституцией, исполнительная власть в США осуществляется президентом. В его руках сосредоточена вся полнота исполнительной власти, и он имеет возможность оперативно принимать важнейшие решения. Срок полномочий президента определен в четыре года. Эти полномочия не зависят от вотума доверия законодателей, как это принято в отношении премьер-министров в странах с парламентской системой. Согласно 22-й поправке, принятой в 1951, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет. Президентом может стать гражданин страны по рождению, старше 35 лет и проживший на территории США не менее 14 лет. Годовая заработная плата президента 200 тыс. долл. Кроме того, ему полагаются не облагаемые налогами средства на административные расходы.  
 
 Вице-президент вступает в должность президента в случае кончины или отставки действующего президента. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается тоже на четырехлетний срок. Его годовая заработная плата 171,5 тыс. долл.  
 
 Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики, как правило, обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в Конституции. Попавшие в окончательный список коллегии голосуют за президента и вице-президента. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков. 
 
 Укрепление власти президента. Хотя создатели Конституции стремились сделать исполнительную власть мощным единым центром государства, они конечно, не могли предвидеть, что в результате президентская власть приобретет столь большое значение. Полномочия президента как верховного главнокомандующего позволяют ему начинать военные действия без формального согласия Конгресса. Административные обязанности президента, например назначение высших государственных чиновников, расширились с усилением регуляторной роли исполнительной власти и ее функций в системе социального обеспечения. В условиях снижения законотворческой инициативы Конгресса еще более возросла роль президента в выработке законодательной программы государства.  
 
 Президент стал также гарантом экономики, ответственным за поддержание стабильных цен и достаточно высокой занятости. Он является лидером политической партии, поддержкой которой может воспользоваться для укрепления своих позиций в Конгрессе и стране в целом. Президент – единственное официальное лицо в государстве, избираемое всенародно.  
 
 Кабинет. Главы различных министерств и ведомств исполнительной власти назначаются президентом и одновременно являются его советниками. Важнейшие чиновники образуют т.н. кабинет, или кабинет министров. Его численность сегодня возросла с 4 (государственный секретарь, министр финансов, военный министр и генеральный прокурор) до 14 (государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и городского развития, транспорта, энергетики, образования и по делам ветеранов). До 1971 в кабинете была представлена и почтовая служба. 14 министерств – огромные организации, состоящие из десятков управлений, отделов и служб. В систему министерства юстиции, к примеру, входит Федеральное бюро расследований (ФБР), а министерство обороны включает Объединенный комитет начальников штабов, консультирующих президента по военным вопросам, а также министерства сухопутных войск, военно-морских сил и военно-воздушных сил. Государственный департамент и министерство обороны являются важнейшими ведомствами исполнительной власти, однако их политический вес меняется в зависимости от влиятельности их глав и политических установок президента. Со времен Второй мировой войны власть (т.е. возможность влиять на решения президента) смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, находящегося под непосредственным контролем последнего.  
 
 Исполнительное управление президента было создано в 1939. В его состав входят аппарат Белого дома, включающий советников президента, которые оказывают огромное влияние на принятие решений и в какой-то степени стали незримым «коллективным президентом», а также ряд специальных ведомств – Административно-бюджетное управление, контролирующее деятельность ведомств исполнительной власти и готовящее федеральный бюджет, Экономический совет при президенте и Совет национальной безопасности (СНБ), куда, помимо президента, входят вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, директор Управления чрезвычайных ситуаций, а также, неформально, любые должностные лица, которых президент сочтет необходимым пригласить на заседания. Основным консультантом СНБ является Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое также консультирует президента по вопросам национальной безопасности.  
 
 Федеральные ведомства. Существуют отдельные ведомства, которые формально находятся в подчинении у президента, но действуют независимо. Таковы, например, администрация общих служб и управление по делам ветеранов. Есть также комиссии (например, комиссия по атомной энергии), во главе которых стоит совет директоров, представляющих обе политические партии, выражающие различные точки зрения и несущие коллективную ответственность за решение важных вопросов. Для исполнения специальных функций созданы государственные корпорации (например, Управление ресурсами бассейна Теннесси, Экспортно-импортный банк, Комиссия Панамского канала, Федеральная корпорация страхования депозитов).  
 
 Быть может, важнейшими ведомствами этого типа являются независимые регулятивные комиссии, возглавляемые двухпартийными советами директоров. Члены этих комиссий подлежат ротации в разные сроки, так что в работе всегда принимают участие опытные специалисты. В качестве примеров можно назвать комиссию по торговле между штатами, федеральную комиссию по торговле, федеральную комиссию по связи. Вопреки принципу разделения властей эти комиссии совмещают все три функции государственной власти. Они разрабатывают детали законов, принятых Конгрессом; более того, из-за воздействия на прохождение законопроектов и благодаря тому, что Конгресс охотно делегирует им полномочия в области административного права, эти ведомства являются, пожалуй, в соответствующих областях наиболее влиятельной силой законодательного процесса. Комиссии несут ответственность за надлежащее исполнение вырабатываемых ими правил и реализацию политического курса президента и Конгресса. Наконец, они осуществляют квазисудебные функции, устраивая слушания и вынося решения по делам, возникающим в связи с исполнением правил и проведением политического курса. 

Главы федеральных ведомств, как правило, назначаются президентом  с согласия сената. Обычно они вступают в должность на определенный срок и не могут быть произвольно смещены. В случае двухпартийных комиссий президент ограничен в праве  назначать и смещать глав ведомств. Большинство рядовых членов комиссий входит в состав государственного аппарата и их отбор производится с учетом профессиональной квалификации, а не партийной принадлежности. 

На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие административные органы своих штатов. 

Многие функции исполнительной власти  осуществляются органами самоуправления и управления на местах.

На основе изученных сведений, мы сделали вывод о том, что  механизм формирования Исполнительной власти в разных странах имеет свою специфику. Однако, матрица, на основе которой строится этот механизм, приблизительно идентична. На основе этого все страны можно разделить на несколько типов. В связи с этим мы рассмотрели некоторые типы исполнительной власти на примере 3-х государств: РФ, Китая, США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. В связи с необходимостью организации и упорядочивания власть возникает с образованием общества. В ходе общественного развития феномен власти претерпевал изменения: менялся субъект власти; характер властных отношений; масштаб распространения власти и другие существенные признаки. С возникновением государства возникает особый аппарат   публичной   власти, который не совпадает с населением; отделен от народа; специализируется на управлении; вооружен, имеет в своем распоряжении тюрьмы, силовые структуры. В отличие от власти в родовой общине, власть в государстве  приобретает следующие признаки: 1) предметно-материальные (особый  отряд вооруженных людей); 2) системно-структурные (иное строение); функциональные (специализация и усложнение функций); 3) генетические (иное происхождение, образование). По причине усложнения государственного аппарата появилась необходимость разделить и сбалансировать властные полномочия в государстве. На основании этого возникла теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть. Авторство этой идеи принадлежит таким мыслителям, как Аристотель, Джон Локк и Шарль Монтескье. 

В структуре государственного управления исполнительная власть осуществляет организационно-распорядительную деятельность, строго ограниченную рамками действующего законодательства. В институциональном плане она имеет иерархическую структуру. Органы исполнительной власти осуществляют функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решают задачи, возникающие в процессе государственного управления. При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория «исполнительная власть» является политико-правовой, а категория «государственное управление» — организационно-правовой. Объединяет же эти два понятия их исполнительная направленность.

Рассмотрев функционирование исполнительной власти в США, Китае  и России, мы заключили, что механизм формирования исполнительной власти в разных странах имеет свою специфику. Так, в США сложилась так называемая система «сдержек и противовесов», ограничивающая произвол какой-либо ветви власти и обеспечивающая постоянное взаимодействие всех трех властей, что, безусловно, сказалось на уровне развития демократии и гражданского общества в данной стране. В России мы, напротив, наблюдаем усиление исполнительной власти по отношению к другим ветвям. В стране возникла прочная сеть исполнительных органов, составляющих вкупе «вертикаль власти» и позволяющих быстро получать распоряжения от вышестоящих структур, но мало способных на обратное взаимодействие. В Китае органы исполнительной власти коренным образом отличаются от своих западных аналогов. Для вступления в должность китайский чиновник должен сдать экзамен. Существует огромное количество министерств и ведомств, занимающихся различными организационно-распорядительными вопросами. На местах сформированы местные правительства, осуществляющие исполнительную власть на определенной территории. Тем не менее, матрица, на основе которой строится механизм исполнительной власти в данных странах, приблизительно идентична поскольку в её основе лежат общие принципы функционирования исполнительной власти в системе государственного управления.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Азаркин  Н. М. Монтескье./Москва/Юридическая литература/ 1988.
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М., 1999
  4. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EF%EE%EB%ED%E8%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%E2%EB%E0%F1%F2%FC
  5. Интернет-портал Правительства Российской Федерации
  6. Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.)
  7. Лапина М.А. Административное право. Учебный курс. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook065/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
  8. Маркс К., Энгельс Ф. соч. т. 21
  9. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 1997. 
  10. Правоведение. Тема 21. http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju21.html

 

1 К. Маркс, Ф. Энгельс соч. т. 21 с. 97

2 Н.М.Азаркин"Монтескье."/Москва/Юридическая литература/ 1988.

3 Н.М.Азаркин"Монтескье."/Москва/Юридическая литература/ 1988.

4 Н.М.Азаркин"Монтескье."/Москва/Юридическая литература/ 1988.

Информация о работе Феномен исполнительной власти