Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически обобщить феномен исполнительной власти от возникновения до настоящей ситуации, рассмотреть функционирование исполнительной власти в системе государственного управления.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
- Рассмотреть как осуществлялась исполнительная власть в догосударственных обществах и государстве;
- Изучить основные положения теории разделения властей;
Введение…………………………………………………………………...3-6 стр.
Глава 1 Происхождение и теоретическое обоснование феномена исполнительной власти………………………………………………….6-14 стр.
1.1 Эволюция механизма исполнительной власти (в догосударственных обществах и государстве)……………………………………………6-8 стр.
1.2 Теория разделения властей…………………………………………8-13 стр.
Глава 2 Исполнительная власть в структуре государственного управления……………………………………………………………..14-25 стр.
2.1 Понятие и функции исполнительной власти…………………….14-18 стр.
2.2 Понятие и виды органов исполнительной власти………………18-21 стр.
2.3 Положение исполнительной власти в общей структуре государственного управления…………………………………………………………21-24 стр.
Глава 3 Сравнительный анализ механизмов исполнительной власти на примере трех государств (РФ, Китай, США)……………………….25-37 стр.
3.1 Осуществление исполнительной власти в РФ…………………..25-29 стр.
3.2 Особенности функционирования исполнительной власти в Китае…29-32 стр.
3.3 Деятельность исполнительной власти в США……………………32-36 стр.
Заключение……………………………………………………………..37-39 стр.
Список литературы…………………………………………………........40 стр.
Основные положения теории разделения властей
Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии (слившейся тогда с народом ) и приверженцев абсолютизма.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа». После этого «тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали.»
На данном этапе работы мы выяснили, что феномен власти как организующий фактор возник с образованием общества. В ходе истории данный феномен претерпевал изменения: менялся субъект власти; характер властных отношений; масштаб распространения власти и другие существенные признаки. С возникновением государства возникает особый аппарат публичной власти, который не совпадает с населением; отделен от народа; специализируется на управлении; вооружен, имеет в своем распоряжении тюрьмы, силовые структуры. Отличия государственной власти по сравнению с властью в родовом обществе: 1) предметно-материальные (особый отряд вооруженных людей); 2) системно-структурные (иное строение); функциональные (специализация и усложнение функций); 3) генетические (иное происхождение, образование). Далее появилась необходимость разделить и сбалансировать властные полномочия в государстве. На основании этого возникла теория разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть, которая и является предметом нашего исследования.
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Понятие и функции исполнительной власти.
В соответствии с конституционным
принципом разделения властей, исполнительная
власть является самостоятельной и
независимой ветвью государственной
власти. Ее основное назначение - организация
практического исполнения законов
в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение публичных
(общественных) интересов, запросов и
нужд населения. Она осуществляется
путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно
Признаки исполнительной власти:
Содержание
исполнительной власти
Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
Государственно-властные полномочия
исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций. Административная процедура
предоставляет собой
К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
2.2. Понятие и виды органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента: